Победитель ННД

500 километров мечты до Балтийского моря

500 километров мечты до Балтийского моря500 километров парень буквально на руках добирался до Балтийского моря – исполнил свою мечту.

Сила духа. Катерина Севостьянова – автор сценария и режиссер документального фильма о Саше. Наполовину парализованный парень, 500 км из Беларуси до Балтийского моря он добирался буквально на руках. Зачем ему это было нужно – Катя рассказывает в своем материале.

КАК ЗАЧЕМ? МЕЧТА!

– Саше сейчас 31 год, раньше он работал программистом. Самое приятное, что было в его работе, это девчонки-коллеги, которые работали на разных этажах. К ним он бегал на кофе под предлогом «разобраться с компом». Так его рабочий день проходил в разы быстрее.

500 километров мечты до Балтийского моря
Внезапно все оказалось под рукой: фотик, Сашины кепки и отличный настрой.

Еще были клубы, эксперименты с наркотиками, мотоциклы. А теперь Саша в родной Лиде активист номер один. Он продвигает общественные проекты. Именно он тот крутой парень, которому звонят, если проблемы не решаются.

Саша наполовину парализован. Как случилась авария, никто не знает. Память просто заблокировала воспоминания того дня. Рабочая версия – на большой скорости вылетел на гравийку и не смог справиться с управлением мотоциклом, врезался грудью в столб. Позвоночник как-то собрали, но боль в спине не проходит. Поэтому Саше просто сложно сидеть на месте.

Если перечислять все, чем он занимается, то нужно будет писать только об этом. Для меня самое яркое это его игра в Народном драматическом театре Лиды и его режиссерские начинания. Когда Саша реабилитировался, он начал снимать ролики о тренажерах и различных гаджетах для инвалидов-колясочников.

А это наша первая встреча. Я приехала в Лиду, чтобы взять у Саши короткий комментарий для фильма о другом человеке.

Саша пытается вытянуть из автомата мягкого Спанч Боба. Безрезультатно. Паланга, Литва.

Как-то сразу стало понятно, что Сашу нужно снимать дальше. У него есть превосходное качество он может стать кому-то другом в считанные секунды. Он любит людей, и люди любят его.

Размеров моей машины уж явно было мало

Он всегда шутит. Кстати, я до сих пор не могу понять, у него в голове тысяча заготовок под разные ситуации или это экспромт. Вокруг всегда всем весело. Я думаю, что хотя бы ради Сашиного смеха вам стоит посмотреть репортаж о нашем путешествии «200 000 абаротаў».

500 КИЛОМЕТРОВ: ПУТЕШЕСТВИЕ КАК АВАНТЮРА

Это был обычный день белорусского декабря. За окном мок серый асфальт, а окошки квартир растворялись в тумане. С чашкой горячего чая я залезла в интернет и увидела новый Сашин ролик. В этом видео он говорил о своей мечте на 2015 год: «В новом году я хочу доехать до Балтийского моря на ручном велосипеде».

«Фильм, фильм, фильм!»  закружились в моей голове слова из советского мультика. Я представила, как все журналисты и режиссеры страны в эту же самую секунду звонят Саше с предложением сделать фильм о его путешествии. Я хотела быть первой: «Саша! Это будет фильм!»

Разумеется, никто Саше не звонил, потому что наше путешествие было настоящей авантюрой. Польская фирма согласилась дать нам велосипед на ручном управлении в бесплатную аренду. Деньги собирали всем миром, чтобы дать за него залог. Собрали съемочную группу. Нас было четверо: я и Саша, оператор Вася и звукооператор Хавкин. 25 августа, груженные аппаратурой и туристическими принадлежностями, мы выехали в Лиду.

Размеров моей машины уж явно было мало… Обычно было так: Хавкин курил сигарету, медитативно смотря на весь наш хлам. А потом очень тщательно и скрупулезно трамбовал вещи так, что оставалось даже свободное место.

Саша очень хотел искупаться в Балтийском море. Добраться до Клайпеды стало задачей для нас всех: Саше нужно было преодолеть более 500 километров за рулем ручного велосипеда. Нам нужно было снять фильм.

Саша проехал первые 20 километров своего маршрута и сразу же решил записать селфи для подписчиков блога. Деревня Трокели, Беларусь.

Саша абсолютно бесстрашный. Часто люди после аварий боятся скорости. Ему же было, наоборот, в кайф выехать за границы крайней правой полосы и двигаться в унисон с огромными фурами.

Кстати, уже в дороге мы узнали, что двигаться по автобану на велосипеде запрещено. Да и оператор, который сидит на стекле двери, выглядит неадекватно.

Нас три раза с сиреной и мигалками останавливала дорожная полиция. «Он едет к морю, и ему это надо!» объясняла я, и после этих слов полицейские одобрительно кивали и вопросов больше не задавали.

в кайф выехать за границы крайней правой полосы

ЛИТОВЕЦ

За всю дорогу от Лиды до Балтийского моря мы Сашу не подвозили ни разу. Иногда мы двигались синхронно с ним, а иногда опережали и поджидали нашего марафонца где-нибудь на трассе.

Йога на трассе – отличный способ повеселить друг друга

Я очень благодарна этому путешествию. Потому что дорога раскрывает людей. Ну как я бы еще узнала, что оператор Вася отлично делает планку на дорожном ограждении?

Иногда мы ночевали в отелях, иногда в палатках. У нас было все необходимое, чтобы быстро разбить лагерь, мы могли заночевать практически в любом месте.

Была середина путешествия, когда мы решили «побаловать» себя ночевкой в литовской агроусадьбе. Нужно было как следует отдохнуть и подзарядить аппаратуру. Мы обогнали Сашу и поехали в усадьбу, чтобы обо всем договориться и найти доступный для Саши номер. Но, нагнав нас, после 100 километров Саша сказал, что не хочет останавливаться. Мы отменили бронь и рванули дальше. Google Maps долго сопротивлялся, но потом подтвердил: ночевать негде. Саша к этому моменту уже полностью выдохся.

Съехали на стоянку для фур: туалет – и больше ничего. И то хорошо. Вася и Хавкин стали разбивать лагерь. А я все бегала вокруг, не могла успокоиться, думала о нашей безопасности. Вдруг мое внимание привлек литовец: запарковался рядом, вышел из машины и стал всматриваться в трассу, словно кого-то ждал. Когда увидел нашу аппаратуру, заулыбался и сказал: «Вы парня на велосипеде снимаете? Я его жду».

Паулюс ехал уставший, подавленный, но, когда увидел Сашу, который из последних сил выписывает обороты руками, взбодрился. «Он для меня герой», – сказал Паулюс, когда вдалеке увидел маленькую яркую фигурку.

Заметить Сашу было просто: велосипед был оснащен оранжевыми высокими флажками

Заметить Сашу было просто: велосипед был оснащен оранжевыми высокими флажками.

Паулюс с ходу стал предлагать Саше свою помощь. Он посоветовал нам поехать в Палангу в специальный санаторий «Монтишкес», который приспособлен для колясочников, а главное – там есть удобный спуск к морю. Паулюс рассказал, что он с друзьями приезжает в это место, чтобы заниматься серфингом. «Инвалиды и серферы бок о бок на одном пляже, такое это место».

Паулюс предложил Саше лежа покататься на доске для серфинга и сказал, что сможет снять это на дрон. По воле случая такие съемки оказались напрямую связаны с его работой: он использует дроны для наблюдения за строительными объектами. Это было удивительно. Лежа в палатке прямо напротив трассы, я просто не могла поверить в то, что произошло.

До Паланги оставалось 140 километров. Конечно, мы ехали и часто шутили: мол, приедем, а нашего друга-литовца днем с огнем. Или он не будет снимать трубку. Сложно было поверить, что такой спонтанный и веселый план осуществится.

Оператору Васе отдельная благодарность за то, что не побоялся замерзнуть

Камера! Мотор! Поехали!

Уже через два дня мы снова встретились с Паулюсом на территории того самого санатория. И погода была такой как надо. Когда Саша плыл на доске для серфинга, а в небе жужжал дрон, я сформулировала идею нашего репортажа о Саше: насколько ты открыт миру, настолько мир открыт тебе.

Постепенно на пляже стали собираться зрители. Паулюс управляет дроном.

Оператору Васе отдельная благодарность за то, что не побоялся замерзнуть и полез в море, чтобы снять Сашу на активную камеру.

НАША ОЧЕРЕДЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ

В этом путешествии я заметила, как жизнь любого из нас связана с другими людьми. Незнакомцы помогали Саше выбраться из велосипеда или сесть в него, заехать в магазин и снять товар с полки. Люди откликались очень быстро – и литовцы, и белорусы. Потому что нам никто не обещал, что мы вечно будем здоровыми и молодыми.

500 километров мечты до Балтийского моря

На протяжении всего путешествия Саша преломлял под себя мир здоровых людей. Приехав в «Монтишкес», мы поняли, что теперь наша очередь адаптироваться к новым условиям. Здесь все было приспособлено для инвалидов. Душевые, дорожки и спуск к морю. Мужчины и женщины ездили на колясках по территории санатория, рядом были их дети или родители.

Мы еще толком не успели прийти в себя после дороги и освоиться, как увидели нечто особенное. В такие моменты ты не помнишь о своем фотоаппарате или камере: все это поглощает тебя полностью. По вечерам колясочники со всего санатория съезжались к костру, чтобы посмотреть на огонь и душевно пообщаться. Мужчины и женщины разного возраста, по разным причинам оказавшиеся в колясках, о чем-то живо разговаривали. А вокруг них ездили дети на велосипедах. Кто-то выписывал «восьмерки» вокруг родителей, кто-то настойчиво наматывал круги.

Я долго смотрела на этих людей. Пламя костра и дым придавали всему увиденному очень глубокий смысл. Круги кармы. Судьба. Жизнь. «Катюха, иди сюда, познакомлю тебя с крутыми чуваками!» Сашин оклик вернул меня в реальность. «Познакомься, это мои новые друзья-байкеры! Смотри, какую они мне байку подарили!» И тут я поняла, что солнце вот-вот сядет, а нам еще надо снять Сашу на берегу, в лучах заката.

500 километров мечты до Балтийского моря

Все дружно понеслись к берегу: наша съемочная группа, Паулюс с женой и их друзьями, мужчины-байкеры и еще какие-то люди, с которыми Саша успел познакомиться по дороге. В небе кричали чайки, сильно шумели волны – мы едва могли услышать друг друга.

С того момента, когда Саша задумал путешествие к Балтийскому морю, прошел ровно год. К 2016 году у него есть новая мечта – искупаться в Тихом океане. Он решил проехать на велосипеде всю Северную Америку, от Нью-Йорка до Калифорнии. Это 4 500 километров, в восемь раз больше, чем наше путешествие в Палангу.

Фото: личный архив Екатерины Севостьяновой.