Скандал вокруг NDIS и секс-работы в Австралии показывает, что общество все еще не может воспринимать инвалидов как людей с потребностью в сексе.
Пуританские взгляды, которые инфантилизируют взрослых, дегуманизируют общество – к тому же такие взгляды могут быть опасными.
Инвалиды снова стали объектом идеологической игры. На этой неделе Австралийский министр по делам NDIS (National Disability Insurance Scheme — Национальная схема страхования по инвалидности) Билл Шортен (Bill Shorten) исключил использование услуг секс-работников в рамках этой программы в попытке навязать жесткую экономию программе, которая обеспечивает жизненно важную поддержку более чем полумиллиону австралийцев с ограниченными возможностями.
Не нужно быть актуарием, чтобы понять, что, учитывая, что за 12 месяцев было подано всего 228 заявок, материальное воздействие на программу от запрета на услуги секс-работников будет минимальным.
[Актуа́рий (англ. actuary) — специалист по страховой математике (математической статистике и теории вероятностей), владеющий теорией актуарных расчётов.]
Однако дискуссии вокруг этого вопроса свидетельствуют о более глубокой подоплеке отношения общества к инвалидам. А именно, это указывает на то, что общество убеждено, что у инвалидов не может быть сексуальных потребностей, они не заинтересованы в сексе и вообще не должны им заниматься.
В силу своего отличия от нормы опыт инвалидности изобилует возможностями для проекции, когда люди без инвалидности делают предположения, редко согласующиеся с жизненным опытом самих инвалидов. Что касается секса, мы видим свидетельства того, что лица, осуществляющие уход, проецируют на инвалидов состояние вечного детства, характеризующееся бесполостью.
Доведенные до крайности, эти прогнозы могут привести к таким ужасающим сценариям, как принудительная стерилизация инвалидов или «бархатная евгеника» (“velvet eugenics”) выборочного генетического скрининга, который значительно снизил количество рождений с синдромом Дауна. Но даже в вопросе о том, могут ли участники NDIS воспользоваться услугами секс-работников, призрак этих взглядов сохраняется: думать о том, что инвалиды занимаются сексом и пользуются услугами секс-работников, означает также думать о том, что инвалиды могут иметь потомство.
Это нежелание принимать инвалидов как сексуальных существ можно наблюдать в популярном телесериале «Любовь в Спектре» (Love on the Spectrum), где взрослых аутистов уговаривают встретиться с милыми девушками; темам информированного согласия или безопасного секса уделяется очень мало эфирного времени, если вообще уделяется. В первой серии помолвленную (позже поженившуюся) пару спрашивают с придыханием, «консумировали» ли они свои отношения, как будто их аутизм не позволяет им вести сексуальную жизнь.
В нашем исследовании межличностных травм у аутичных женщин мы наблюдали опасность отказа от концептуализации инвалидов как сексуальных существ. Родители аутичных молодых людей, которые считают, что их дети не испытывают сексуального желания или влечения, с меньшей вероятностью предоставят своим детям соответствующее их развитию сексуальное образование и поддержку. Такое мышление не только неверно и дегуманизирует, но и может быть опасным. Подобное сексуальное просвещение и поддержка особенно важны для аутистов — самой многочисленной когорты, как нам часто напоминают, среди участников NDIS, — которые подвергаются уникальному риску сексуального насилия и эксплуатации отчасти из-за отсутствия надлежащей информации о сексе.
Особенно неприятно было видеть, как на прошлой неделе Шортен объединился с сенатором Полин Хэнсон (Pauline Hanson), учитывая послужной список Хэнсон, когда речь заходила о ее бесчеловечной риторике в адрес инвалидов. Оптика объединения усилий министра по вопросам NDIS с человеком, который считает, что дети-инвалиды должны быть исключены из общеобразовательных классов, подразумевая, что они являются обузой для системы образования (это лишь один пример), — это не просто странная идеологическая пара заклятых политических врагов.
Как написал в ответ Патрик Мальборо (Patrick Marlborough): «Хэнсон всегда считала, что тем, кого она считает обузой для общества, нет в нем места». Пожав ей руку, Шортен молчаливо поддержал эту точку зрения».
Комментарий Хэнсон о том, что секс-игрушки и услуги секс-работников «не являются жизненной необходимостью, насколько я понимаю», также свидетельствует о пуританском отношении к сексу, которое сохраняется в австралийском обществе. Секс здесь воспринимается как нечто личное, необязательное, табуированное. Однако секс — это ключевой элемент жизни почти каждого взрослого человека, в той или иной степени он включает в себя гораздо больше, чем проникающий секс с целью воспроизводства: он охватывает нашу способность играть, соединяться с другим человеком и с собственным телом, снимать напряжение и получать удовольствие.
Оценка Шортеном уместности (или неуместности) использования средств NDIS таким образом также свидетельствует об отсутствии межсекторного понимания секс-работы. Многие секс-работники сами имеют опыт инвалидности. В ответ на комментарии Шортена глухая секс-работница с ограниченными возможностями Катя Шварц (Katia Schwartz) написала в своем Instagram впечатляющий пост. «Инвалидность не уменьшает способность человека к сексуальному самовыражению или способность получать удовольствие от близости», — написала она. «Однако стигма, дискриминация и отсутствие доступа часто делают секс и общение недостижимыми для некоторых людей с инвалидностью».
Согласно социальной модели инвалидности, существует множество барьеров, которые могут помешать инвалиду вести желаемую сексуальную жизнь, будь то невозможность ходить на свидания, доступ к приложениям для знакомств или необходимость в ручной поддержке для занятия сексом. Секс-работа может стать для них доступным и безопасным способом удовлетворения и изучения этих потребностей.
Цель NDIS — обеспечить целостную поддержку инвалидов в Австралии, чтобы улучшить качество их жизни. Секс и физическая близость — ключевой компонент качества жизни любого человека, и да, инвалиды тоже возбуждаются. Считая услуги секс-работников нецелесообразным использованием средств NDIS, мы лишь «поддерживаем» инвалидов на дегуманизирующих условиях, которые мы не приемлем ни для кого другого.
Доктор Клем Бастоу — сценарист, критический исследователь аутизма и участник программы NDIS. Доктор Али Шнабель — писательница и клинический психолог, работающая с жертвами сексуального насилия и аутичными взрослыми.
Опубликовано 12 июля 2024 года на портале theguardian.com
https://legalifeukraine.com/