Доклад на Международной конференции „Равные возможности для всех: «Интеграция женщин с инвалидностью в обществе», организованной ассоциацией «Шырак» в сотрудничестве с Фондом ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ в составе «ООН Женщины») (United Nations Development Fund for Women, UNIFEM) в Астане (Казахстан) 10 февраля 2011 года.
Эмансипация & Empowerment1 – вызов в адрес всех
(Статья 6 Конвенции ООН о правах людей с ограниченными возможностями)
Илья Зейферт, депутат Немецкого Бундестага
Для меня большая честь быть приглашенным на Вашу Международную конференцию. Она имеетчрезвычайно важную тему: Реализация Конвенции ООН о правах людей с ограниченными возможностями. Я считаю особенно примечательным то, что в центре своего обсуждения Вы поставили именно статью 6-ю. О важности этой статьи долгое время шла бурная дискуссия во время разработки текста Конвенции в Нью-Йорке. Лишь к концу переговоров эта статья приобрела свой нынешний вид. В это внесли свою значительную лепту некоторые женщины из Германии, которые специально с этой целью прибыли в резиденцию ООН и приняли участие в дискуссиях во время переговоров. Этим по праву гордится борющееся за эмансипацию движение лиц с ограниченными возможностями Федеративной Республики Германия. Вместе с тем участницам переговоров удалось достичь того, что и многие другие статьи Конвенции привлекают внимание к гендерным потребностям.
К сожалению, я получил Ваше почетное приглашение столь краткосрочно, что у меня нет возможности лично принять участие в обмене опытом. Я чрезвычайно сожалею об этом. Но все же я уверен, что меня достойно представит мой друг и руководитель моего офиса Андре Новак, который приезжает в Астану вот уже в третий раз.
Руководство к самоосвобождению
Конвенция ООН о правах людей с ограниченными возможностями является одним из важнейших эмансипаторских документов в мире. Она ставит в центр внимания права людей с различными видами ограничений. Но если присмотреться внимательнее, эта Конвенция является руководством к самоосвобождению всех людей, как с ограничениями так и без них. Если мы превратим ее принципы в нечто совершенно естественное в повседневной жизни, то многое изменится к лучшему также и для тех людей, которые ни в коей мере не считают сами себя «инвалидами».
Центральными в Конвенции являются такие понятия как «участие во всем» и «самоопределение». Это касается молодых и старых, женщин и мужчин, богатых и бедных. Следовательно, речь идет о том, чтобы создать лучшие предпосылки для свободного развития личности каждого отдельного индивидуума. Эта особенная статья в Конвенции ООН о правах людей с ограниченными возможностями является столь важной, потому что женщины (а также дети; статья 7) во многих обществах – также и в Германии – по-прежнему ощущают себя структурно ущемленными. Ведь она признает наличие двойной дискриминации – как женщина и как инвалид – и требует ее устранения. Это требование обращено ко всем: к гражданскому обществу в целом, но также совершенно конкретно и к государству как организатору совместной общественной жизни, к неправительственным организациям и организациям самопомощи, таким как наша, к мужчинам и – не в последнюю очередь – к самим женщинам.
Устранение барьеров вместо приспособления
Одна из важнейших характеристик Конвенции состоит в том, что принимающие ее государства обязывают самих себя предпринимать все надлежащие и необходимые меры, чтобы предоставить возможность для участия во всем и тем самым для свободного развития личности своим жительницам и жителям с ограничениями. Совершенно определенно речь больше не идет о том, чтобы женщины и мужчины с ограниченными возможностями как-то «приспосабливались» или терпели ущемление путем их обособления от других, а о том что государства обязаны устранять всяческие барьеры. Это в одинаковой степени касается как архитектурных, так и коммуникативных и когнитивных барьеров. Но в первую очередь должны быть разрушены барьеры, существующие еще во многих умах.
Это касается, например, понимания (определения) самой инвалидности. Во многих умах – не в последнюю очередь среди врачей – все еще бытует представление о „неполноценных (больных) людях“. А Конвенция констатирует, что речь идет отнюдь не о том, что нас необходимо «отремонтировать» (вылечить): скорее важно то, чтобы так изменить взаимоотношение между факторами окружения и нашими физическими, психическими или чувственными способностями, чтобы мы смогли чувствовать себя в обществе раскованно и самоуверенно. Это может происходить, например, с помощью прикрепления ассистенток и ассистентов. Этому могут способствовать интеллигентные транспортные системы и безбарьерные квартиры. Для этого мы нуждаемся в гибких амбулаторных службах поддержки, в инклюзивной системе образования, в этике признания, одобрения и радости от многообразия. Возможно именно казахское общество, в котором глубоко укоренились многоэтническая толерантность и признание, может в этом отношении служить образцом для многих государств? Пожалуйста, передайте нам Ваш, касающийся этого вопроса, опыт! Мы срочно нуждаемся в нем.
Устранить всякое угнетение
Вот я так долго говорю с Вами и кажется уже «забыл» саму тему доклада, а именно, естественное и равноправное участие женщин с инвалидностью в общественных делах. Прошу извинить меня за это. Точнее, мне кажется, что я все время говорил именно об этом. Тот кто стремится к настоящему равенству, должен учитывать ситуацию во всем обществе. В противном случае возникает опасность односторонности, правда с уклоном в другую сторону. Я не стремлюсь к замене патриархальных условий угнетения матриархальными, а хочу упразднить всякое угнетение.
И все же мне ясно, что женщины с инвалидностью еще долгое время вынуждены будут предпринимать особые усилия, дабы достичь реального равноправия в повседневной жизни. Формального равноправия для этого далеко не достаточно. Однако оно является неотъемлемой предпосылкой, которую в некоторых странах еще предстоит завоевать.
Свободу, самоопределение, права человека не получают в подарок. Их приходится себе завоевывать. И если я встал на путь эмансипации, я не остановлюсь при этом на удовлетворении лишь групповых эгоистичных интересов, я хочу, чтобы также и другие (потенциально – все) смогли насладиться плодами моей борьбы.
В Германии существуют некоторые группы самопомощи женщин с инвалидностью. Они специально посвящают себя вопросам Empowermentа (расширению влияния женщин), самозакалке женщин и девушек с ограниченными возможностями. При этом они по многим пунктам сотрудничают с другими эмансипаторскими движениями, а также с традиционными организациями, состоящими из заинтересованных лиц и их родственников. Но в некоторых пунктах – например, в вопросах обретения чувства собственного достоинства, самообороны, защиты от сексуального насилия и т.д. – они идут своей дорогой.
Специфически женская дискриминация существует еще во многих областях
Где же собственно можно обнаружить особую (двойную) дискриминацию женщин и девушек с ограниченными возможностями? И в чем же она проявляется? Специфически женскую дискриминацию мы – к сожалению! – встречаем еще во многих сферах общества. Это начинается с семьи, когда девочек и молодых женщин с самого начала нацеливают на исполнение одной ограниченной роли, заключающейся в основном в том, чтобы быть матерью и супругой. Это весьма далеко от представлений об эмансипаторском образе человека. С аналогичными явлениями мы сталкиваемся в приютах и в иных заведениях.
Однако для женщин инвалидов особенно сложно найти себе партнера, с которым они могут создать свою собственную семью. Следовательно их ориентируют на «ложный» идеал. А если женщине все же удается получить работу, ее зарплата нередко ниже чем у мужчины. Для женщин инвалидов, ищущих работу, это создает дополнительную сложность в процессе переговоров о благоприятных условиях труда. Особенно противоречивы по своему значению для женщин с инвалидностью в Германии две темы, тесно связанные друг с другом. Речь идет о их человеческом облике, о том, как они воспринимаются окружающими: а именно, часто их считают «бесполыми существами». Нередко их считают не способными на эротическую привлекательность, женскую притягательность, да и вообще на женственность. В соответствии с этим считается прямо-таки «неприличным», если женщина с инвалидностью сама проявляет эротическую активность или во всей полноте демонстрирует свои сексуальные потребности. Результатом этого является принижение чувства собственного достоинства и возникновение «комплекса неполноценности». Тут мы обнаруживаем четкое различие между женщинами инвалидами и мужчинами с инвалидностью, которые живут в прочных партнерских (брачных) отношениях. Женщинам инвалидам значительно сложнее найти себе партнера по жизни, чем наоборот, мужчинам. Особенно щекотливой является ситуация для женщин с так называемой «душевной» инвалидностью или с опытом психиатрии.
Насилие против женщин с ограничениями
С другой стороны, с этим очень тесно связано применение насилия по отношению к женщинам инвалидам, являющееся особенно возмутительным. И здесь опять-таки имеется большое число указаний на сексуализированное насилие, направленное не в последнюю очередь на использование женщин с так называемой «душевной» инвалидностью. Такие сведения поступают к нам от (молодых и взрослых) женщин с различными видами ограничений, которые (еще) живут как в своих семьях, так и в приютах. К сожалению, о такого рода деликтах или преступлениях редко сообщают в полицию. Поэтому имеется немного соответствующих судебно подтвержденных фактов. К этому надо добавить, что немецкое уголовное право в случае изнасилования «душевно больной» женщины по-прежнему предусматривает менее суровое наказание, чем когда речь идет о женщине не являющейся инвалидом. Это нетерпимое положение, представляющее собой высшую степень дополнительной дискриминации. Я не хочу умалчивать и то, что как раз в прошлую неделю был вынесен приговор, который может стать первым шагом на правильном пути: преступник, совершивший преступление подобного рода получил в два раза более суровое наказание чем это принято обычно. В какой степени это было следствием Конвенции ООН о правах людей с ограниченными возможностями и станут ли такие решения обычными и впредь, нам неизвестно. Но все же: это шаг в правильном направлении.
Право на сексуальность
При этом мы – женщины и мужчины с ограниченными возможностями – одновременно и вместе боремся за наше право на сексуальность. В этом отношении у нас те же самые потребности, желания и пристрастия, что и у всех других людей. Мы жаждем нежности и мечтаем о том, чтобы дарить ее другим. Мы ищем партнеров/партнерш и хотим сами стать партнерами/партнершами. Мы хотим любить и быть любимыми. Нам хочется эротики и секса. Мы хотим иметь свою семью и детей. Нам знакомы чувства счастья и глубоких разочарований. Все это по-человечески и ничто человеческое нам не чуждо.
Сексуальные домогательства и принуждения бывают разных видов. Это может быть «случайное» прикосновение к груди при поднятии или «использование» продиктованных добрыми намерениями объятий, это начинается с плоских покровительственных замечаний и порой кончается грубым изнасилованием. Нередко это совершают близкие (как правило мужчины): родственники, попечители, терапевты и т.д.
Здесь взаимопереплетаются два – казалось бы взаимоисключающих фактора: с одной стороны бытует общее убеждение, будто бы женщины с инвалидностью «бесполые существа», а с другой стороны, беззастенчиво используется то, что эти женщины, дискриминируемые такой стигмой, тоскуют по нежным эротическим отношениям.
Эмансипация и солидарность идут рука об руку
Ваша конференция сближает гендерную и инвалидную тематику. Это важный подход. В ФРГ, к сожалению, большинство феминисток борются на одной, а женщины с инвалидностью – на другой стороне. И хотя в общем и целом принято говорить о том, что якобы существуют общие интересы, но когда речь идет о решении практических проблем, мы нередко наталкиваемся на равнодушие. Феминистки говорят: «Ведь мы же не инвалиды». Ну а женщины с инвалидностью заявляют: «Мы ведь не феминистки». И в результате победителями оказываются те, кто дискриминирует. Раскалывая, они сохраняют силу.
Я мужчина. И, тем не менее, я хорошо понимаю, что такое двойная дискриминация женщин инвалидов. Я хочу помочь устранить ее. Поэтому я участвую – пусть и лишь косвенно – в Вашей дискуссии. Мы не сможем добиться свободного развития личности и участия во всем, если мы откажемся от защиты интересов «некоторых других». Если мы принесем их чаяния «в жертву» так называемой вынужденной необходимости. Эмансипация и солидарность идут рука об руку.
Я желаю Вам успешного проведения конференции, удачного использования и всемирного распространения ее результатов, дабы также и мы в Германии смогли бы принять участие в этом.
Д-р Илья Зайферт (59 лет), депутат Немецкого Бундестага и политический спикер по делам инвалидов от фракции ЛЕВЫХ Бундестага, председатель Всеобщей федерации инвалидов Германии, „За достоинство и самоопределение“ з. о. (ABiD)
https://beloi.by/