Законопроект «О вспомогательных репродуктивных технологиях», который после принятия в первом чтении готовится для рассмотрения во втором, по оценкам экспертов, отличается от международных стандартов. При этом, подчеркивают они, наша страна уже давно нуждается в законодательной норме такого рода, ибо мы уже и так отстаем от стран-соседей: в Литве подобный закон был принят в 2000 году, в Эстонии — в 1997-м, в Армении — в 2002-м, в Казахстане — в 2004-м, а в ФРГ и вовсе более двадцати лет назад — в 1990 году.
Когда в Беларуси появились репродуктивные технологии?
В Беларуси методы вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) применяются уже 16 лет, но до принятия законопроекта, который бы регулировал эту сферу медицинской деятельности, ориентировались в основном на несколько «законодательных пунктов». Например, в Кодексе о браке и семье поправки, принятые в 2006 году, стали первой попыткой подвести правовую базу под такого рода деятельность. Тогда впервые в белорусском законодательстве появились такие понятия, как «суррогатная мать» и «донор генетического материала».
В статье 53 Кодекса дано определение суррогатного материнства, урегулированы основные требования к суррогатной матери и генетическим родителям, регламентированы вопросы признания отцовства и т.д.
Кроме того, существует еще ряд нормативных документов, которыми регламентируются медицинские показания и противопоказания к суррогатному материнству, а также вопросы заключения нотариального договора суррогатного материнства.
Нынешний законопроект, планируется, будет направлен «на обеспечение правовых и организационных основ применения вспомогательных репродуктивных технологий и гарантий прав граждан при их применении».
В ноябре 2006 года Совмин издал постановление «О существенных условиях договора суррогатного материнства». Первые официальные договоры о суррогатном материнстве в Беларуси были заключены в 2007 году. По информации Главного управления юстиции Мингорисполкома, в отдельный вид договоры суррогатного материнства выделились лишь в 2009 году. Нотариусами Минска в 2009 году было заключено 11 договоров суррогатного материнства, причем — только государственными нотариальными конторами, в 2010-м – 15, из которых 14 договоров были заключены в госконторах и лишь 1 – в частной.
«Договор суррогатного материнства – новый и довольно сложный вид договора, поэтому основную массу заключает в Минске вообще одна контора – первая городская», — рассказали в Главном управлении юстиции Мингорисполкома.
Сегодня в Беларуси ВРТ применяют лишь в четырех специализированных медицинских центрах. В Гомеле действует «Гомельский областной диагностический медико-генетический центр „Брак и семья». В Минске действуют три центра: Центр вспомогательной репродукции «Эмбрио»; Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя»; Центр репродуктивной медицины ЭКО, кабинет ЭКО в клинике Витебского медуниверситета (там проводят диагностику и процедуры подготовительного этапа программы ЭКО).
Как рассказала TUT.BY директор минского «Центра репродуктивной медицины» Светлана Жуковская, благодаря ЭКО в их центре в 2008 году родилось 480 детей, в 2010-м – 620. Заведующая отделением планирования семьи и вспомогательных репродуктивных технологий РНПЦ «Мать и дитя» Алла Камлюк рассказала TUT.BY, что ежегодно в центр обращается на 100-120 семей больше. В среднем это 400 – 450 циклов ЭКО в год.
«В соответствии с увеличением циклов растет и количество новорожденных, 20% из них — двойни. С 2008 года родилось более 500 детей», — рассказала Алла Камлюк.
При применении ЭКО вероятность наступления беременности составляет 40%
Как сообщила TUT.BY Светлана Жуковская, при применении ЭКО вероятность наступления беременности составляет в среднем 40%. Это зависит от двух главных факторов: от возраста обоих партнеров и от того, насколько долго женщина лечилась от бесплодия до того, как прибегнуть к ЭКО. Чем дольше длилось лечение, тем хуже результат, ведь она применяла уже какие-то антибиотики, ей делали операции, а это влияет на качество клеток.
«Длительность лечения до прихода в ЭКО не должна быть больше одного года, а люди лечатся по 10-12 лет, и поэтому они приходят с минимальным результатом, — говорит специалист . — А сейчас пошли молодые и продвинутые, которые черпают информацию со специализированных сайтов в интернете и действительно много знают. Если в 1995 году средний возраст пациенток нашего центра был 37 лет, то сейчас – 32 года, это серьезная разница. Количество молодых в процентном отношении в принципе увеличилось почти в три раза. Оптимальный возраст прихода в ЭКО – до 35 лет, но бывают исключения: в этом году в 53 года женщина родила ребенка, а несколько лет назад женщина в 48 лет родила тройню».
По данным American Fertility Society и European Society of Human Reproduction and Embryology (ESHRE), у здоровой женщины, желающей родить ребенка, беременность наступает в 75% в течение шести месяцев и в 90% в течение года регулярной половой жизни. Бесплодным же принято считать брак, в котором при регулярной половой жизни и отсутствии контрацепции беременность не наступает в течение 1 года и более.
В законопроекте прописана гендерная дискриминация?
В первой статье закона обращают на себя внимание два момента. «Во-первых, в законопроекте отсутствует определение «генетического отца», наряду с определением «генетической матери», — анализирует законопроект протоиерей Георгий Рой, преподаватель Минской духовной академии, настоятель Свято-Борисоглебского храма деревни Накрышки, кандидат богословия.
В спорных ситуациях, по его словам, это может привести к дискриминации мужчины, предоставившего свои половые клетки для создания эмбриона методом ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение — соединение сперматозоида и яйцеклетки в лабораторных условиях вне организма женщины, развитие образовавшегося в результате этого соединения эмбриона и дальнейший перенос этого эмбриона в полость матки).
Социолог, специалист в области гендерных исследований, автор проекта «Гендерный маршрут» Ирина Соломатина в беседе с корреспондентом TUT.BY также отметила, что в законопроекте действительно имеется почва для дискриминации, однако, предполагает она, понятия «генетической» и «суррогатной матери» в нашем законопроекте прописаны потому, что именно женщина способна выносить ребенка…
«Дискриминация начинается из-за того, что ВРТ экспериментируют как раз на организме женщины. Например, на Западе велись дискуссии по поводу вопроса «лечения» непосредственно мужского бесплодия. У нас же используется организм женщины вместо того, чтобы продолжать лечить самого мужчину. Именно поэтому права граждан на реализацию репродуктивной функции, возможность использования методов ВРТ, права участников лечебного процесса постоянно уточняются и в некоторых аспектах жестко юридически регулируются», — говорит она.
Эксперт также рассказала, что в мире уже существуют хорошо отлаженные законы использования донорской спермы, однако законодательство о донорстве яйцеклетки имеется лишь в 12 странах, а руководящие принципы – в семи (по данным на 2005 год).
Во Франции, по ее словам, донорством яйцеклетки могут воспользоваться только с целью лечения бесплодия или во избежание передачи наследственных заболеваний, и только гетеросексуальные пары, состоящие в браке или представившие доказательства, что они прожили вместе не менее двух лет. Таким образом, к донорству яйцеклетки не допускаются одинокие женщины и лесбиянки. У нас эти вещи не прописаны.
При использовании услуг донора родителей могут обвинить в прелюбодеянии?
Как показывает медицинская практика, пользоваться услугами доноров зачастую приходится многим парам: и тогда, когда бесплоден один, и тогда, когда бесплодны оба супруга, желающие завести ребенка.
Однако церковь убеждена: при использовании донорских половых клеток нарушается принцип единства и нерасторжимости семейной пары. Получается, что в зачатии ребенка, хоть и косвенно, но задействованы трое: муж, жена и донор. Именно это, по словам священников, ведет к содеянию греха – прелюбодеянию. Кроме того, когда в акте зачатия участвуют трое, то подразумевается еще и измена.
«Такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» доноров», — говорит отец Георгий.
Однако Ирина Соломатина убеждена, что нетрадиционный характер вспомогательных репродуктивных технологий как способов преодоления бесплодия с позиций веками сложившихся представлений о «таинстве зачатия», невмешательстве человека в «Божьи дела» вызывает отторжение современной церкви и не только православной.
По мнению Ирины, определенные этико-правовые вопросы при использовании ВРТ, конечно, возникают, но они вряд ли связаны с «принципом единства и нерасторжимости семейной пары».
«Последние исследования показывают, что современная семья существует около 10 лет, затем пара распадается, и создается новая семья. То есть институт семьи меняется, сегодня люди не вступают в семейные отношения на «всю жизнь», как это было раньше», — говорит она.
Таким образом, считает эксперт, проблема связана скорее с фундаментальными этическими и правовыми вопросами, касающимися защиты и гарантии прав человека и обеспечивающими свободу выбора в вопросах частной жизни.
С экспертом согласна также Валентина, женщина, которая пользовалась услугами суррогатной матери. В беседе с корреспондентом TUT.BY она подчеркнула, что большинство наших людей не знает подробностей самой процедуры и отодвигает интересы биологических родителей на второй план. Какая измена? Какое прелюбодеяние? У нас – только благие намерения, мы способствуем рождению новой жизни, потому что нам самим Бог не дал возможности родить, отмечает Валентина.
«Прежде чем выбрать суррогатную маму для своего малыша, мне пришлось пообщаться со многими претендентками, и многие женщины, желающие стать суррогатным мамами, задавали мне поражающий воображение вопрос: обязателен ли половой акт с вашим мужем? От такого представления о зачатии становится дурно, но все проблемы кажутся не такими страшными, когда у женщины имеется четкое представление о том, какие возможности открывают ВРТ перед миром. Главное, чтобы домыслы не шли впереди прогресса, иначе мы рискуем всю жизнь оставаться несчастными в то время, как другие умные люди разработали технологии, с помощью которых мы можем обрести счастье».
Донорство, продажа или проституция?
Как рассказала TUT.BY директор ОДО «Сурконсалт» Оксана Колесень, сейчас в Беларуси существует довольно много бесплодных пар, которые прибегают к ЭКО или к услуге суррогатной матери.
Кстати, в ст. 24-й законопроекта сказано, что услуги по договору суррогатного материнства могут оказываться на безвозмездной или возмездной основе.
Однако, по мнению отца Георгия Роя, белорусские законодатели не захотели учесть мнение не только церкви в недопустимости такой нормы, но и точку зрения авторитетных медицинских организаций. К примеру, отметил он, в заявлении Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) однозначно говорится: «ВМА безусловно отвергает любой коммерческий подход, при котором яйцеклетки, сперма и/или эмбрион становятся предметом купли-продажи».
«Донорство предполагает безвозмездную жертву. Здесь же идет речь о торговле половыми функциями, что сближает эту практику с проституцией, ведь речь идет о продаже своих половых функций. Нельзя называть донорством то, что по определению таковым не является, — говорит он. – Ужасает и то, что доноры за предоставление своих половых клеток могут получать денежное вознаграждение от организации здравоохранения, осуществившей забор донорских половых клеток. Даже организации здравоохранения, предоставляя донорские половые клетки пациентам, будут получать с этой сомнительного рода торговли свою комиссию. И так называемыми донорами, и медиками в этом случае двигают исключительно интересы материальной выгоды. Торговля есть торговля, а донорство есть донорство».
Однако директор ОДО «Сурконсалт» Оксана Колесень в беседе с корреспондентом TUT.BY отмечает, что в данном случае важно учитывать именно юридические аспекты.
«Говоря юридическим языком, работа суррогатной матери называется «услугой по вынашиванию имплантированного эмбриона», которая облагается налогом с гонорара – суррогатная мать платит обычный подоходный налог», — рассказывает специалист.
Ничего личного, как говорится, ведь к услуге, пусть и сомнительной с религиозной точки зрения, прибегают как минимум не от хорошей жизни. Услугой суррогатной матери, в соответствии с законопроектом, может воспользоваться только та женщина, для которой вынашивание и рождение ребенка по медицинским показаниям физиологически невозможны либо связаны с риском для жизни генетической матери и (или) ребенка.
https://news.tut.by