Петрозаводский музыкант, писатель и режиссер Владимир Рудак снял в немецком городе Тюбинген документальный фильм в рамках авторского проекта «Реабилитация инвалидов через кинематограф». Фильм еще не переведен на русский язык и не выложен в сеть, но Владимир готов показать нашим читателям самые яркие кадры. И поделиться впечатлениями от процесса создания ленты.
— Не знаю, как с этим обстоят дела в Европе, но в России подобного проекта точно нет, — рассказывает Владимир. – Когда мы в Москве снимали кино, то я заметил, что процесс съемок притягивает и объединяет людей как с инвалидностью, так и без нее. Общение на творческой почве получается более естественным и непринужденным. И, поскольку в России деньги на реализацию подобного проекта получить сложно, я предложил свою идею немецким друзьям.
Четыре дня
В Тюбингене долго не думали. На новаторский проект выделили людей, деньги и четыре рабочих дня. Дескать, почему не попробовать?
— Суть проекта заключается в том, чтобы ребята принимали активное участие в разработке сценария, режиссерской работе и монтаже. Ведь если человек не может держать в руках камеру, то это не значит, что у него нет идей, которые могут быть воплощены в фильме. В съемках были заняты несколько человек с инвалидностью, а также переводчик Анжела, волонтер Лукас и Лариса Кукшиева, которая помогала координировать ход работы, — рассказывает режиссер.
Название фильма – «Брать и отдавать» немцы придумали сами. Сюжет простой: люди с инвалидностью рассказывают о своей жизни: где живут, работают, как проводят свободное время. Что они получают от общества и что дают ему взамен.
Реальная работа
— Двоих актеров фильма, ребят на колясках, звали Хасан и Хакан. Они оказались турками, я их путал все время, но они не обижались. Уже, видимо, привыкли к этому, — смеется Рудак.
Хасан работает в так называемом воркшопе (workshop — англ.). Занимается комплектацией различных медицинских принадлежностей. Несколько раз в неделю по вечерам ведет шахматный клуб – занимается социальной работой. Не так давно он принял решение жить отдельно от родителей, поэтому ему выделили от государства жилую площадь.
Что до Хакана, то всего несколько лет назад он был абсолютно здоровым человеком. Прогрессирующее заболевание привело к тому, что он полностью утратил способность самостоятельно себя обслуживать. Тем не менее, каждый день сотрудники социальной службы привозят его из дома на специализированной машине в воркшоп, где он занимается оформлением заказов на E-bay.
— В России инвалиды вынуждены искать себе работу самостоятельно. Найти ее сложно еще и по той причине, что работодатель не готов тратить деньги на переоборудование рабочего места для такого сотрудника. Поэтому многие люди с инвалидностью работают в интернете, — поясняет Владимир Рудак. — У нас принято жалеть инвалидов. В Германии же инвалиды задействованы настоящей работой, что делает их полноправными членами общества. Постоянными заказчиками подобных социальных предприятий являются различные крупные компании, которые не делают никаких скидок на инвалидность. Например, если в товаре выявляется брак – возвращают всю партию.
Автоматика в помощь
Пожалуй, самым ярким персонажем фильма стал пятидесятилетний Готхильф Лорх. Он родился с укороченными конечностями: вся жизнь проходит в кресле. Трудно представить, как сложилась бы его судьба в России, а в Германии он депутат и общественный деятель. Его машина напичкана электроникой: вращающееся водительское сидение, двери и подъемник работают от пульта дистанционного управления.
— В это трудно поверить, но на своем автомобиле Готхильф объездил не только Европу, но добрался даже до Перми. Откуда на обратном пути заезжал и в Петрозаводск, — восхищается Рудак. — Дом, в котором живет депутат, был спроектирован с учетом всех пожеланий людей с инвалидностью. В лифте установлена специальная панель с кнопками. Каждая квартира оборудована согласно физическим особенностям жильца. Широкие дверные проемы, доступный балкон, просторная ванная комната с подъемником…
— В последних кадрах, которые мы сделали, Лукас с Хасаном идут рядом и о чем-то болтают, как давние приятели, — говорит режиссер. – Чем-то эта сцена напомнила французский фильм «Один плюс один». Было заметно, что для Лукаса это не просто работа, а еще и нечто большее. Они не знали, что мы их снимаем, поэтому это уже было не кино, а настоящая жизнь.
Евгения Волункова
Фото и видео — Владимир Рудак, Людмила Корвякова и Лариса Кукшиева