За последние несколько дней я попадала в ситуации, в которых мне необходимо было разъяснять, что такое закят для инвалидов (по слуху, зрению, двигательным или эмоциональным нарушениям) и нужен ли он для них…
Так, не в первый раз рассматривая картинку из детской книги про закят, на которой мальчик сидит в инвалидном кресле, я предостерегла от согласия с настойчиво формируемым в обществе мнением о том, что инвалиды – это те, которые в обязательном порядке, автоматически должны получать закят. Если они попадают под категорию неимущих, бедных, должников, путников или ищущих знания, то, конечно, они претендуют на него. Но если это не так, то зачем на подсознательном уровне с детства насаждать в умы подрастающего поколения такое отношение к тем, кто не похож на большинство?
На это одна сестра по вере мне весьма эмоционально ответила: «Не поняла, инвалидам нельзя закят выплачивать?! Откуда инфа?! Инвалиды, как правило, неимущие, – кому, если не им?!»
Спустя день после данного диалога другая сестра, преподающая в медресе, решила обратиться ко мне с предложением угостить шоколадкой моих неслышащих учеников: «Мы скоро начнём тему «Закят» изучать. Можно на одном из занятий мы придём к вам в группу и подарим твоим ученикам по шоколадке, соку или фрукту или по поделке?»
Ей также пришлось рассказать о том, какие бывают инвалиды: «Есть инвалиды, которые покруче нас с тобой зарабатывают и могут закят мне, например, выплатить… То, что человек сидит в инвалидном кресле, или он не видит и не слышит, – это не значит, что он автоматически попадает под категорию того, кому обязательно надо выплачивать закят».
Сестра-мусульманка подумала и согласилась: «Ну да, надо смотреть отдельно в каждом случае… Стивен Хокинг вообще не двигается, но, думаю, если бы он был мусульманином, он бы сам закят платил».
Так ли нужен закят инвалиду? Или нужно нечто иное?
Удивительно, но многие мусульмане уверены, что закят инвалидам просто необходим по факту! Если ты инвалид – тебе автоматически положен закят.
Так ли это? На этот вопрос с успехом и с большим запасом знаний ответят и отвечают наши знающие люди. «Закят является одним из пяти столпов Ислама. Это право бедных и неимущих на получение своей доли из имущества богатых и состоятельных людей, чьё богатство достигло определённого уровня».
Это хорошо, что мусульмане вообще задумываются о том, что закят надо выплачивать. Ведь почему-то именно данный столп Ислама наша умма как-то не особенно удостаивает своим уважительным вниманием, хотя он так же важен, как пост в месяц Рамадан или соблюдение пятикратной молитвы.
Но почему, говоря об инвалидах, мы сразу думаем, что они бедны, ущемлены, нуждаются в средствах?
Очевидно, это показатель нашего отношения к инвалидам…
Никто не сомневается, что инвалиды нуждаются в нашей помощи, в помощи повседневной, в быту, в передвижении, в получении знаний. Об этом неоднократно говорил Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует):
«Нет ни одной человеческой души, для которой садака не является обязательной каждый день, в которой восходит солнце».
(Люди) спросили: «О Посланник Аллаха, откуда же нам взять садаку, которую мы стали бы подавать?»
(На это) он сказал: «Поистине, врат благ имеется множество: (это и) прославление Аллаха, и восхваление Его, и возвеличение слов: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», и побуждение к одобряемому, и удержание от порицаемого, и устранение с дороги того, что может принести людям вред, и объяснение сказанного глухому, и выведение на путь слепого, и указание тому, кто просит указаний, на то, в чём он нуждается, и (садакой для тебя будет) если ты пойдёшь к опечаленному, который просит о помощи, и если ты поможешь своими руками слабому, и всё это – садака от тебя тебе же» (со слов Абу Зарра; сборник – Ибн Хаббан).
Да, инвалидам необходимо помогать! Но давайте избавляться от стереотипного отношения к инвалидам в нашей умме!
Сами инвалиды часто говорят: «Инвалидом человека делает не коляска, а отношение окружающих». В России, к сожалению, преобладает медицинский подход к пониманию инвалидности. Считают, что это – болезнь. Поэтому общество искренне пытается об инвалиде заботиться, социально защищать. Самих инвалидов при этом не спрашивают. Один из инвалидов-колясочников рассказывает: «Меня инвалидом делает не коляска, а отсутствие пандуса рядом с лестницей, неработающий лифт или его отсутствие. А когда я сам могу добраться куда мне надо, не обращаясь к посторонней помощи, я буду учиться, работать и отдыхать там, где я хочу, не чувствуя себя неполноценным».
Когда мы начнём понимать, что инвалидность – это не проблема человека, а проблема общества, тогда наше отношение к братьям и сёстрам мусульманам будет изменяться в лучшую сторону, иншааллах. Тогда не будет в диковинку видеть слепых и глухих в мечети или на общих собраниях или на уроках в медресе. Попробуем воспринимать их на равных! Только с некоторыми оговорками в вопросах их поклонения.
Среди инвалидов огромное число тех, кто живёт и радуется жизни. Хорошо зарабатывает, ведёт активный образ жизни, получает знания и делится ими с другими.
В моей группе неслышащих студентов есть глухой ученик – Витя Пичик – он очень любит изучать арабский язык! Недавно я узнала, что тотально глухой мусульманин после наших уроков обучает арабскому языку слышащего мусульманина, который никак не дойдёт до занятий в медресе… А ещё есть студенты, которые никак не могут дойти до наших занятий не потому, что не хватает средств на дорогу (хотя есть и такие…), а потому, что физически не могут доехать до мечети, которая находится далеко от метро, а специального автобуса, который развозил бы студентов до медресе и обратно, у нас нет. Мне постоянно приходят смс и письма, поступают звонки со всех регионов России и стран СНГ, что там тоже хотят получать знания, но имамы их городов не заинтересованы в этом вопросе. Зато об этих людях регулярно стараются вспоминать по большим праздникам и раз в год, когда необходимо выплачивать закят…
Для справки: немного из статистики ООН
• Состояние инвалидов может улучшаться, если они живут в общине, которая их поддерживает, и если они имеют хорошие возможности в плане образования и трудоустройства.
• Если инвалиды лишены возможности пойти в школу или найти работу, они, как правило, становятся беднейшими из бедных, потому что не получают никаких навыков.
• В некоторых странах многие люди думают, что дети-инвалиды не могут учиться или развивать какие-либо навыки, и в этой связи от них не ждут многого. В результате инвалиды не вносят свой вклад в развитие общин и считаются лишь обузой.
• Инвалидам необходимо помогать, чтобы они могли стать производительными членами общества, поскольку это повысит уровень благосостояния и благополучия всей общины. Иногда решения оказываются довольно простыми: обеспечение детей очками для чтения, предоставление инвалидных колясок тем, кто в них нуждается, или строительство зданий с пандусами для инвалидных колясок.
Итак, подведём итоги:
1. Инвалидность не равно бедность или нищета. Если вы видите инвалида (по слуху, зрению, двигательным или эмоциональным нарушениям), не стоит думать, что он неполноценен и обязательно нуждается в закяте.
2. Люди с нарушениями развития, несомненно, нуждаются в нашей помощи и поддержке. Это сунна Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Но давайте различать действительно ту помощь, в которой они нуждаются, и ту помощь, которая окажется медвежьей услугой.
3. Необходимо включать инвалидов-мусульман в общественную жизнь уммы. Приглашать на праздничные мероприятия, выезды за город, включать в программу праздников их выступления, привлекать к общественной работе.
4. Обязательно необходимо открывать курсы по изучению основ Ислама для любой категории инвалидов при мечетях, молельных домах.
5. Запомним, что инвалид – он просто немного другой, но в этом нет ничего предосудительного. В конце концов, все мы разные – с разным цветом кожи, разрезом глаз, характером, нацио¬нальностью и культурой.
Юлия Замалетдинова, преподаватель в группе неслышащих студентов в медресе на Поклонной Горе (Москва), автор книги «Люди с нарушениями слуха и зрения в Исламе»
https://www.islam.ru/