Создательницы короткометражной драмы «Пробуждение» («Awaking») молоды, красивы и здоровы. Тем не менее их первый фильм – о людях с инвалидностью. Автор сценария и режиссер Катерина Нова в 2010 году окончила Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, после чего уехала покорять Голливуд.
– Прожив и проработав на киностудиях Лос-Анджелеса несколько лет, я поняла, что кино это не «фабричный продукт», даже если речь идет о Фабрике грез. Кино – это искусство, которое должно пробуждать в людях силу и способность видеть красоту окружающего мира.
Продюсер и исполнительница одной из ролей Зоя Ская (родной город Солигорск помнит ее как Зою Шибковскую) семь лет назад собиралась связать свое будущее с маркетингом и училась в Белорусском государственном экономическом университете. Но выиграла Грин-карту, навсегда оставила экономику и улетела в США – за мечтой о творческой жизни. Окончила университет кино и драматургии в Сан-Франциско, исполнила уже целый ряд ролей в кино и театре, работает ассистентом режиссера.
«Внутри каждого человека необыкновенная сила»
По сюжету, жизнь молодой амбициозной писательницы Вероники круто меняется после встречи с незрячей балериной Анной.
Анна когда-то была всемирно известна, но потеряла зрение в автокатастрофе. Рухнул ее привычный мир. Не выдержав испытаний, из семьи ушел муж.
Камера следит за тем, как меняется отношение Анны к жизни, окружающим людям. Потерявший зрение человек нуждается не в добрых советах или учителях, но в собственном перерождении. Анна вернется в мир танцев, только никогда не станет прежней.
– Пробуждение – это фильм о необыкновенной силе, которая есть внутри каждого человека, – говорит Катерина Нова. – Но не каждый открыл ее в себе.
Режиссер говорит, черпала вдохновение из общения с людьми с инвалидностью и биографий известных людей с ограниченными возможностями – Сервантеса, Бетховена, Рузвельта.
– Меня всегда привлекали танцы. Увидев, на что способны китайские танцоры Ма Ли и Тао Сяовей (партнер без ноги, партнерша без руки), я, не задумываясь, сделала героиню моего фильма Анну танцовщицей.
«Жажда жизни» Ма Ли и Тао
«Книги и сценарии пишутся сердцем, а не техническими средствами»
По сюжету Вероника, понаблюдав за Анной и ее верой в себя, тоже меняет отношение к жизни.
– Помимо главной темы, о внутренних ресурсах человека, в фильме прослеживается подтема – отношение к искусству, – рассказывает Катя. – В современном мире люди привыкли брать от искусства, а не делиться с его помощью своими чувствами. Все большее количество авторов ищут деньги и славу, не задумываясь о силе искусства и миссии творческого человека.
Вероника, благодаря папиным связям, быстро оказалась в верхних слоях писательской элиты. Но она не знает истинного вдохновения: выжимает из себя каждое слово или мысль. После встречи с Анной Вероника осознает: писать надо сердцем, а не набором технических средств. Нельзя относиться к процессу творчества как к ремеслу, заботясь только о количестве поклонников и премьер.
Фильм «Пробуждение» получился интернациональным: в съемках были задействованы три десятка человек из Беларуси, России, Болгарии, Швеции, Франции, США, Китая, Японии. Среди них немало людей с физическими ограничениями.
– Многих людей из нашей съемочной группы заинтересовала идея кино в поддержку слепых людей, – продолжает Зоя Ская. – Сейчас нам поступило предложение снимать полнометражное кино. Если короткометражный фильм обошелся около трех тысяч долларов за два съемочных дня, то на полную версию придется привлекать инвесторов.
***
На правах соотечественницы я задала девушкам несколько вопросов.
– Зоя, судя по биографии, ты из тех девушек, которые поедут за мечтой, даже если придется добираться автостопом. Но ведь обычно сильные и уверенные в себе люди не замечают параллельного мира, в котором у нас живут люди с особыми потребностями!..
– Это вы правильно заметили насчет автостопа: приходилось такое делать, пока не купила свою машину и не научилась водить в Америке;).
Я считаю, кино должно менять жизнь людей. Когда ты выходишь из кинотеатра, должно оставаться что-то внутри.
Поработав ассистентом европейского режиссера, я поняла, что снять кино самому и за свои средства – реально. Бюджет у нас был небольшой, но идея просто потрясающая, поэтому проект собрал талантливых людей.
Работа над фильмом изменила и мою жизнь: я стала ценить то, что имею. Еще одно печальное событие привело к тому, что я просто не могла не воплотить это кино в реальность. Как раз в дни подготовки к съемкам меня пригласили на озвучку с известным актером Полом Уокером. Я работала со многими звездами, но этот актер поразил меня позитивным отношением к жизни. Мы часами говорили о семье, жизненных целях, мотивах человеческих поступков. Но через четыре дня после нашего знакомства Пол погиб в автокатастрофе.
Я поняла, как хрупка человеческая жизнь, и надо бережнее относиться к тем, кто рядом. Подумала, что Катина идея должна вдохновить мир стать немного лучше.
– Зоя, вы играете в фильме девушку без ноги, и признаетесь, что роль давалась с трудом. Было трудно только физически, или что-то меняется в сознании и душе человека, когда он осознает, что «не такой»?
– Роль у меня очень маленькая и, если честно, я не ожидала, что буду ее исполнять. Это очень страшно – представлять, что ты не сможешь ходить. Так как я человек впечатлительный и эмоциональный, было страшно и… немного неловко. Я чувствовала себя нечестной по отношению к людям с особыми потребностями.
В нашем фильме снялась потрясающая женщина Инграсия Фигуероа. 20 лет назад она стояла на перроне в метро, чтобы добраться на работу, поскользнулась и попала под поезд. Женщину спасли, но она потеряла обе ноги. И при этом – осталась удивительно позитивным человеком, у которого мы, здоровые, можем поучиться любить жизнь. Она не сдалась и продолжает жить, много снимается в ролях, где требуются актеры с ограниченными возможностями.
– Вы обе «наши люди», но с большим опытом жизни в Америке. На постсоветском пространстве принято думать, что в Америке быть инвалидом легко: созданы все условия для реабилитации. Если это так, то почему вы считаете одной из задач фильма привлечь внимание к проблемам инвалидов?
– Все относительно. Безусловно, в Европе и Америке инвалиды чувствуют себя более комфортно. Для них созданы условия, благодаря которым они могут передвигаться, ходить в магазин и делать многое другое без посторонней помощи. Они находятся в более комфортной психологической обстановке: никто не будет над тобой смеяться и тыкать пальцем, если у тебя нет ноги. Мы часто встречаем людей с инвалидностью в повседневной жизни.
В последнее время появляются некоммерческие организации, которые работают с одаренными людьми, получившими инвалидность. Например, школы танцев для людей с ограниченными возможностями. Одна из таких школ – AXIS в Сан-Франциско – на примере своих учеников и преподавателей доказывает, что нет ничего невозможного. Все, что вам нужно, чтобы продолжить танцевать – записаться на занятия, средняя цена которых 10 долларов.
Ведь даже если до травмы вы были профессионалом, все равно придется учиться заново, привыкать к новому себе. Но если вы будете хорошим учеником, у вас есть шанс вернуться на сцену: там прекрасные учителя и постановщики.
Но наши многократные попытки найти подобные школы в Лос-Анджелесе не увенчались успехом. Получается, не везде у человека, ставшего инвалидом, есть возможность продолжать занятия танцами. Этот грустный факт стал одной из причин для начала нашего проекта.
– Есть ли у Беларуси и России шансы построить такое же доброжелательное к «другим» людям общество? Достаточно ли для этого изменить экономическую ситуацию, или все-таки дело в менталитете?
– Hедавно Kaтя встретила туриста из Европы в инвалидной коляске на пике горы высотой 1000 м. Приятно видеть, что в Европе люди с ограниченными возможностями продолжают путешествовать, заниматься искусством. Хотелось бы, чтобы такое было везде.
Можно улучшить условия для инвалидов. Но такое отношение общества – то, как остальные люди смотрят и реагируют на инвалидов – неправильно, приносит людям с иными возможностями дискомфорт.
Надо, чтобы было больше образовательных программ и возможностей для инвалидов. Очень надеемся, что в наших странах получится что-то перенять из западного опыта.
– Когда и при каких условиях фильм смогут увидеть зрители из Беларуси и России?
– Мы уже делаем русские субтитры, чтобы показать фильм в Беларуси и России. После участия в мировых фестивалях обязательно отправим кино для просмотра на белорусских и российских кинофестивалях. Позже кино будет возможно посмотреть онлайн.
Сейчас мы отправляем кино на фестивали, результатов ждем в конце весны.
https://neinvalid.ru/