Наступило лето – это не только беззаботная пора, когда можно просто валяться на диване с книжкой или телефоном, но и время (его нам так не хватает в течение учебного года) когда достаточно времени, чтобы заниматься саморазвитием.
Однажды, посетив выставку китайской живописи, у нас поселилась мечта освоить эту технику. Смотришь на картину-вроде бы все просто, без каких-либо сложных сюжетов, а попробовали повторить – получалось что-то громоздкое и совсем не похожее на работу китайских мастеров. Понятно, без учителя освоить китайскую живопись сложно. После недолгих раздумий выбор пал на мастер-класс по китайской живописи в семейном центре Катерины Ковровой.
Наступил долгожданный день, когда мы отправились учиться. Проехав по улице М.Богдановича, что в городе Минске, мы свернули на не приметную улочку под названием Верхняя и очутились как за городом – рядом частный сектор, деревянные домики и огромный белый дом на улице Тургенева, 5 кажется настоящим кораблем среди этих кукольных подворий. Вот он: семейный центр Катерины Ковровой. Приятно удивил на входе пологий удобный пандус. Заходим, встречает нас улыбчивая администратор Марта и провожает в уютную мастерскую, где всё готово к работе. На большом столе расставлены необходимые атрибуты: стакан с китайскими кистями на бамбуковых палочках, акварельные краски, палитры, ёмкости для воды, тушь и много бумаги. На стене развешены наглядные материалы по китайской живописи. Бумагу для тренировки движений использовали обычную белую, как из альбома для рисования и плотную акварельную нежно желтого цвета для финальных работ.
Преподаватель и руководитель мастер-класса художник Римма начала урок с истории. Мы узнали много нового и интересного о китайской живописи. Потом учились правильно держать кисть, двигать рукой. Навыкам китайской живописи обучают через движение, в результате которых остаются следы на бумаге – мазки, все разные, каждый со своей энергией и характером. Сначала у нас не получались даже самые простые элементы. Но по мере того как мы раскрепощались, рисунок стал приобретать узнаваемые очертания. Проблемы только в терпении, в желании достичь всего и сразу! Каждый человек талантлив, часто у людей творческий канал закрыт из-за боязни испортить или стеснения. Важный закон китайской живописи — количество перерастает в качество. Можно тренировать один и тот же сюжет много-много раз в поисках совершенства.
Когда мы смотрим на китайскую живопись, она на первый взгляд напоминает нам акварель. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками на особой рисовой бумаге, которая часто имеет форму свитков — горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен.
У-син (которую мы изучали) — традиционная китайская живопись, появилась в глубокой древности. В китайской живописи существует два стиля письма: гунби — «прилежная кисть» и сей — «живопись идей». Первому стилю присуща тонкая и прорисованная графическая манера письма. Именно в стиле «гунби» работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати. Сей – это свободная эскизная манера письма широкой кистью. В отличие от «гунби» в картинах, написанных в стиле «сей» отсутствуют четкие контурные линии, тушью и красками изображаются «фактуры» предметов. Художник в этом случае больше заботится о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей. «Сеи» называют стилем «грубой кисти».
У-Син (дословно с китайского – 5 движений), базируется на передаче характера и формы объекта с помощью 5-ти мазков кисти, каждый из которых символизирует одну из энергетических стихий: дерево, огонь, землю, металл или воду. Дерево и Огонь – движения быстрые, сильные и соответствуют энергии Ян (мужской). Металл и Вода – движения медленные и плавные – соответствуют женскому началу Ин. Земля – этот нейтральный мазок.
Сначала мы начинали изучать каждое движение в отдельности. Движение дерево начинается внизу с точки, кисть удерживаем тремя пальцами и ведем линию вверх, заканчивая точкой в конце. Дерево в движении проявляется через непосредственность и стремительность. Можно линию вести удерживая кисть немного горизонтально. В этом движении четкий ритм является неотъемлемой его чертой. Традиционно этот тип мазков используется для рисования бамбука.
Движение огонь – быстро покачиваем кисть в разные стороны, получаются мазки, которые выглядят как лодки. Огонь быстрый и неуловимый. Он хорошо подходит для рисования птиц, листьев и лепестков цветов.
Движение металл — начинается с точки и плавно, прижимая кисть к бумаге, рисуем полосу, потом нажим убираем и заканчиваем линию. Мазок металл напоминает ленточку, которая имеет сужение в начале и в конце. Примером является рисования тонких травинок.
Движение вода заключается в том, чтобы прижав горизонтально или вертикально кисть к бумаге прокрутить ей по листу. Получается неровная широкая линия. Вода — это холод неторопливость. Проявлением эмоций «Воды» является нежность, примером — рисование цветов, а также этим движением рисуют дым и закрученные стволы деревьев.
Движение земля — это точки, которые могу быть либо маленькими, либо большими и продолговатыми. Земля — это центр, середина. Наносятся точки — держа кисть вертикально к поверхности.
В семейном центре Катерины Ковровой нам понравилось то, что ты находишься в небольшой мастерской с учителем, который не только учит, но и помогает поверить в свой безграничный потенциал, пока еще спящий в нас. В китайской живописи можно «портить» и много-много раз пробовать. На занятие нам дали по большой пачке бумаги. Преподаватель Римма не критиковала за первые неловкие шаги, а наоборот помогала экспериментировать. Посоветовать можем только набраться терпения, не думать, что все нарисуется само-собой. Слушайте преподавателя, сосредоточьтесь на движениях и результат не заставит себя долго ждать.
Для китайской живописи характерен язык образов. Орхидея, бамбук, хризантема, слива мэй хуа – встречаются чаще всего и каждому из этих растений соответствует свой характер. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Бамбук – символ лета и непреклонного характера, настоящего мужчины, сильного и стойкого. Хризантема — прекрасна и скромна, воплощение торжества осени. Цветущая дикая слива мэй-хуа ассоциируется с чистотой помыслов и стойкостью к невзгодам судьбы и символизирует зиму. Пион, который рисовали мы на мастер-классе – это символ счастья, богатства и славы.
В китайской живописи бумага – это не просто пустое пространство, а абсолютно полноценный герой сюжета. Под белым или цветным фоном обычно понимается вода, небо, земля, снег или туман. Кроме этого, в китайской живописи нет понятия перспективы и светотени, а есть понятия переднего и дальнего плана. Ближний и дальний объект передается за счет темного и светлого тонов туши.
После того, как мы научились различным приемам владения кистью, приступили к подробному изучению рисования цветов и растений. Буквально за два часа успели создать свои первые картины в стиле китайской живописи.
После этого преподаватель немного направила наш взгляд и в сторону каллиграфии. Все мазки в живописи – это каллиграфические линии.
Помимо всего китайская живопись обладает лечебным эффектом, она способна снять страхи, тревожности, «освежить » голову. У-син – это арт- терапия.
Мы просто очарованы этим видом искусства. Пробуйте и у вас всё получится. Творческих успехов!
Юлия, Елена, Ольга Стефняк с мастер-класса по китайской живописи.
13.06.2014.