Победитель ННД

Они не слышат аплодисментов

Они не слышат аплодисментовОни не слышат наших аплодисментов, не видят зрителей. Они – это члены театральной труппы центра «На Лагаат» — «Пожалуйста, дотроньтесь» центра слепо-глухо-немых, расположенного в Яффском порту. Театр, центр и молодежная группа «На Лагаат» – это группа неслышащих и незрячих и сообщество их добровольных помощников–переводчиков. Кто-то понимает язык жестов, кто-то умеет читать книги, отпечатанные шрифтом Брайля, третьим доступен лишь язык прикосновения.

Центр и амута «На Лагаат» были организованы шесть лет назад. В декабре 2007 года амута получила свое здание в Яффском порту, в первом отремонтированном и отреставрированном ангаре в рамках общей реконструкции порта. Само помещение, как это бывает в Израиле, по причинам запутанным, исторического-дипломатического порядка, принадлежит Армянской церкви. Амута арендует его на деньги, поступающие в качестве частных пожертвований. В честь филантропов, выделивших немалую сумму на обустройство театрального зала, в центре «На Лагаат» в Яффо прошло 100-е представление спектакля «Не хлебом единым», который будет показываться в там до конца августа три раза в неделю — по воскресеньям, вторникам и четвергам.

В центре «На Лагаат» в Яффо помимо театрального зала есть клубные помещения, «Кафе Кафиш» и ресторан BlackOut. В «Кафе Кафиш» посетителей обслуживают глухие официанты. Вам придется знаками объяснить официанту, какой кофе вы предпочитаете. В BlackOut, в помещении в форме корабля из рисовой бумаги, воздвигнутого посреди фойе, официантки — слепые. Едоки ничего не видят. В ресторане – кромешная тьма. Определить, что подают, можно только по запахам и вкусу. Решиться на такое переживание непросто, театральный спектакль по сравнению со «слепой» трапезой кажется чем-то изначально ясным, но после него становится непонятным, как живут слепо-глухо-немые актеры и как живем мы рядом с ними в коконе привычного и удобного равнодушия, вежливого безразличия.

В составе театральной труппы центра «На Лагаат» – 11 актеров и столько же переводчиков: тех, кто на язык прикосновения переводит не только указания режиссера, но и реакцию зрительного зала, слова песен, смех. Половина из актеров приехали в Израиль из бывшего СССР. «На Лагаат» — единственная театральная труппа в мире, состоящая из актеров, одновременно не слышащих, не видящих и не говорящих. Некоторые из них, благодаря особым приборам, могут различать силуэты, другие «вещают» металлическим голосом, общее для них чувство – осязание, язык прикосновения. Спектакль идет благодаря вибрации пола и воздуха, прикосновению «переводчиков», направляющих актеров по сцене.

Они не слышат аплодисментов
Они не слышат аплодисментов

«Не хлебом единым» создавался два года: сотни и сотни репетиций, за время которых актеры абсолютно точно выучили, кто из них и в какой момент должен находиться на определенном участке сцены. «Не хлебом единым» — это спектакль о них, не видящих и не слышащих, и для нас — говорящих, слышащих, зрячих, забывчивых. Мы забываем, что бывает по-другому. «Не хлебом единым» — театральное зрелище в полном смысле этого слова: с танцами, музыкой, стихами, рассказами, с различными сценами, связанными с тем, что могут и хотят рассказать о себе актеры. Действие, происходящее на пикнике, в Италии, в клубе, пекарне, парикмахерской, на свадьбе, построено таким образом, чтобы зрители могли понять, как живут эти люди, как справляются с ежедневным бытом, с незамечаемыми нами трудностями существования.
Их чувства и эмоции — точно такие же, как и у нас. Они мечтают видеть своих детей и восход солнца, болтать с друзьями и танцевать, различать краски и цвета, читать книги и слушать музыку, ходить в кино и смотреть телевизор. Но им это недоступно.
А один из них мечтает стать волшебником и превратить мечты в реальность, осуществить всё то, о чем мечтают актеры труппы.

Но они могут любить и быть любимыми, радоваться и смеяться, чувствовать на лице жар солнца или струи дождя. Они пишут стихи и играют с детьми. Многие родились с полным отсутствием слуха, а зрение потеряли в подростковом возрасте и еще помнят лица близких. Другие родились незрячими и не слышащими вследствие генетических заболеваний.

Они – настоящие актеры, которые не просто рассказывают со сцены о своей жизни, не только передают то, что им приходится переживать с каждым шагом и каждым движением. Они разыгрывают полноценный спектакль, каждая сцена которого начинается с удара в барабаны. По вибрации воздуха актеры понимают, что надо перейти к следующему отрывку.

Несколько недель назад прошел 100-й спектакль «Не хлебом единым». Среди приглашенных было немало филантропов, жертвующих деньги амуте «На Лагаат» и еще больше добровольцев, работающих с этим Центром, помогающих слепо-глухо-немым, пытающихся облегчить и улучшить их жизнь. «Изменения в жизни начинаются здесь, – сказала руководитель и режиссер театра Адина Таль. — Если мы смогли изменить и улучшить жизнь наших актеров, то сможем изменить и улучшить жизнь страны».

Темнота, тишина и хлеб. Запах свежеиспеченного хлеба, его мягкость, вкус могут почувствовать все. Осязание, вкус и обоняние — это то, что объединяет актеров и зрителей. Пока тесто будет замешано, взойдет, пока печется хлеб, мы услышим и увидим истории тех, кто умеет ценить радости жизни, пусть недоступные им. Пока хлеб стоит в печах, зрителям рассказывают о счастливых моментах в жизни актеров, их воспоминаниях и мечтах. Переводчики в течение двух лет подготовки спектакля на себе испытали, что такое не видеть и не слышать, проводя по несколько часов в полной темноте, в непроницаемых для звуков наушниках, чтобы понять, в каких физических условиях работают актеры. Драматическая судьба каждого актера стала общей сценической драмой.

Казалось бы, слезы должны литься с первой минуты этого действа. Мы в зале – сытые, сильные, зрячие, недовольные. Они – инвалиды – на сцене. Ведомые помощниками-переводчиками, иногда говорящими за актеров, иногда переводящими им с помощью языка жестов или прикосновения то, что говорят другие. Но не до слез: восхищение сильнее сочувствия и жалости, восхищение мужеством, силой воли, жаждой жизни. Сантименты приходят после спектакля, когда зрители поднимаются из зала на сцену и угощаются хлебом, испеченным актерами. Тогда приходят и слезы признательности, и благодарности за то, что нам – таким сильным и таким слабым – показали, как надо любить жизнь. Показали те, кому есть за что проклинать судьбу.

«Не хлебом единым» – второй спектакль театра «На Лагаат». Первый — «Слышим свет зигзагами» — несколько лет показывали в Израиле, США, Канаде и Швейцарии, всего – около 150 представлений. «Слышим свет зигзагами» и «Не хлебом единым» – спектакли, демонстрирующие веру и волю – веру в свое предназначение и волю к достижению цели. «Не хлебом единым» готовился два года. Один из актеров умер, не дождавшись премьеры: ему было всего 27 лет. Он один приехал в Израиль из России в возрасте 15 лет — после того, как ослеп и оглох вследствие инфекционной болезни.

Центр «На Лагаат» уникален еще и тем, что его актеры и добровольные помощники годами учились общаться друг с другом. В Центре работает переводчица, которая переносит язык жестов репатриантов из России на язык прикосновения и на язык жестов израильтян (языки жестов немых из разных стран – иные). Язык прикосновения универсален. Несколько лет ушли на то, чтобы актеры и переводчики смогли научиться общаться и играть вместе спектакль. Несколько лет, море слез и океан воли.

Театр «На Лагаат» был основан в 2002 году Адиной Таль и Эраном Гуром с целью предоставить сцену немым и глухим. Актриса и режиссер Адина Таль родилась в Швейцарии, в Израиль приехала в возрасте 20 лет, работала в театрах и постепенно пришла к решению создать театр слепо-глухо-немых.

Адина Таль учит тексты вместе с актерами, она проходит вместе с ними каждый сантиметр сцены, она ставит каждое движение, иногда кричит на них, как любой режиссер в запале – и они это ценят. А еще они дают ей энергию для этого запала, заставляют ее смеяться и сердиться, они по 50 раз в день репетируют сцену свадьбы, они дают почувствовать другим, что достойны уважения. О них выходят статьи, снимают телевизионные передачи и документальные фильмы, платят деньги за билеты на их спектакли, приглашают на заграничные гастроли. И в зале, благодаря этим актерам, плачут и смеются. Всё как в театре и всё как в жизни.

Спектакль закончился, публика растеклась по фойе. В узком коридоре между зрительным залом и кафе «Кафе Кафиш» сидели уставшие актеры. Я шла и касалась их рук — как еще было выразить свою признательность?

Сегодня в Израиле около 1000 слепо-глухо-немых. Большая часть из них – одиноки. В Центре амуты «На Лагат» заняты около 70 человек, получившие возможность там работать.

*   *   *

С 16 июля в Центре «На Лагаат» открыта выставка «Обнаженный свет-2», куратором которой стал известный израильский фотограф Мики Кречман, декан факультета фотографии в академии «Бецалель». Фотографии для этой выставки сделаны участниками семинара по фотоделу для слепых. Как такое возможно? Оказывается, возможно — благодаря особой технике съемки и настройке фотокамер, разработанных израильскими фотографами Ирис Дарэль-Шинар и Кфиром Сиваном, два года назад открывшими в Центре для слепых в Герцлии студию обучения фотографии и организовавшими интернет-проект The Blind Photographer, где представлено творчество людей, лишенных зрения. В студии изучают историю фотографии, устройство фотокамеры, основные принципы фотосъемки. С помощью особых методик слепые ученики учатся наводить объектив, устанавливать камеру, ориентируясь по звукам (те, кто слышат), шуму города или леса, солнечному теплу, запахам, доступными им чувствами. Руководители семинара разработали для слепых фотографов систему, благодаря которой они могут менять объективы и фильтры.

Дать слепым людям в руки фотокамеру придумали не в Израиле. В Токио проходит ежегодная выставка слепых фотографов — Кфир Сиван и Ирис Дарэл-Шинар вдохновились именно ею. Однако обычно фотографируют люди, не полностью потерявшие зрение, — например, британское общество Disabled Photographers объединяет именно таких фотографов (и вообще фотографов-инвалидов). Ученики же Кфира и Ирис полностью слепы, многие — с рождения.
Они делают снимки, прижав камеру ко лбу, — так легче наводить на объект. Собственно, в этом и состояла потаенная идея эксперимента — доказать, что фотография не обязательно связана с идеей света, фокусировки, оценки результата. «Эти снимки рождены воображением, эмоциями и всеми четырьмя чувствами — исключая визуальное». Многим посетителям выставки это кажется насмешкой — ведь слепые даже не могут посмотреть на результат. Но оказывается, что и они, и их друзья, и все, кто их окружает, чрезвычайно горды тем, что в итоге получается.
В прошлом году прошла первая выставка участников проекта в Иерусалиме. «Эти работы могут украсить любую галерею, — говорит Мики Кречман. — Они обладают огромной силой. Если вы не знаете о том, что фотографии выполнены людьми с проблемами зрения, вы никогда об этом не догадаетесь».
Выставка продлится до 20 августа. Часы работы: воскресенье, вторник, четверг — с 18.00 до 23.00.

Сайт амуты «На Лагаат»  —  www.nalagaat.org.il
Сайт проекта слепых фотографов — www.theblindphotographer.com
Сайт амуты людей с ограниченными способностями — https://www.aisrael.org
Сайт израильских добровольных обществ — https://www.ivolunteer.org.il

https://newswe.com/

Related posts

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.