Сразу два новосибирских дизайнера впервые готовятся выпускать в массовую продажу модную одежду для людей с инвалидностью. У них разный подход к созданию инклюзивных коллекций, но в одном они сходятся — люди с инвалидностью имеют право быть красивыми, ловить на себе восхищённые взгляды на улице и слышать при встрече «классно выглядишь!» Модельеры рассказали, почему не любят пуговицы и как «вшивают» одежде интеллект, а «Новосибирские новости» выяснили, что желающих одеться prêt-a-porter («готовое к носке») больше, чем кажется.
«Танцы» под дождём
«Жизнь не для того, чтобы ждать, когда закончится ливень. Она для того, чтобы танцевать под дождём!» — гласит статус Алены Русаковой в социальных сетях.
Её профессиональная деятельность абсолютно укладывается в эту цитату. Алена — дизайнер одежды. Сейчас она работает в новом для себя направлении — создаёт вещи для людей с ограниченными возможностями здоровья. Правда, ей больше нравится определение «люди с повышенными потребностями». Она действительно помогает им «танцевать под дождем», практически буквально.
«У меня нет боязни инвалидности, у меня спокойное отношение. Человек остался человеком, даже если у него не работает что-то. Ведь часто бывает, что есть и руки, и ноги, но людьми назвать сложно. У меня не вызывают чувства жалости люди с инвалидностью. Мне повезло встретить таких людей, к которым подобное чувство просто неприменимо. Это люди, у которых можно только поучиться умению жить»
Плащ-дождевик — это первая вещь из коллекции для колясочников, которая прошла полный цикл работы: от мозгового штурма, обсуждения с моделью, расчётов и конструирования до готового изделия. Советник и модель по совместительству, Оля Стволова, выделяла время на примерки и рассказывала дизайнеру о своих уязвимых местах, о которых не задумывается ни один фабричный портной. В итоге устроила плащу тест-драйв. Результатом осталась довольна.
По словам Алены Русаковой, людям с повышенными потребностями нужны свои изюминки в одежде, которые не нужны другим людям:
«Моя задача — продумать их и воплотить. Сначала на ум приходят, казалось бы, очевидные вещи: зонтик и инвалидное кресло для самостоятельного колясочника — вещи несовместимые. Тут либо то, либо другое. Предполагаешь, что решить дилемму — либо прятаться от дождя, либо гулять — поможет дождевик. Следующее, на что обращаешь внимание — дождь льёт на колени и за спину — это совсем незащищённые места. К тому же, надо учитывать, что в дождь бывает холодно. Деталь за деталью продумываешь, какой функцией наделять каждый элемент одежды».
Алена шьёт с 15 лет. Работает в этой сфере вот уже более 20 лет. По профессии — модельер-конструктор. Закончила Новосибирский техникум легкой промышленности, затем поступила в Московский государственный университет дизайна и технологии. Диплом писала по динамическому конструированию, поэтому понимает, как сделать вещь, в которой не было бы затруднения в подъёме рук, при наклонах и тому подобного:
«Мне всегда было интереснее работать под конкретную задачу, искать для неё оптимальное конструкторское решение. Но когда я решила заниматься конструированием одежды для людей с инвалидностью, оказалось, что всё, что я знала, не работает. Поэтому на первом этапе пришлось прибегать к макетному способу: берём полотно, закалываем булавками прямо на модели, переводим на бумагу — проверяем. И так много раз, пока не добьёшься идеальной посадки. Для дождевика сделали не менее трёх проверочных макетов, чтобы понять, какое решение будет лучшим и максимально функциональным».
Аристократизм против трико
Пять лет назад студентка Новосибирского технологического института Надежда Быкова вместе с другими студентами попала на профессиональный конкурс в Томск. Там находится единственная в России школа моделей с инвалидностью, поэтому манекенщиками на показе выступали, в том числе, и ученики этой школы.
«Пообщавшись с моделями в Томске и посмотрев, как многим из них сложно переодеваться в свою одежду, стало интересно, какие уже есть разработки одежды для особенных людей. Пришла к выводу, что именно дизайнерской одежды нет».
«Сначала, я, конечно, переживала. Я не знала, как правильно общаться, боялась сказать что-то лишнее, задеть чьи-то чувства. Но, когда я познакомилась с этими людьми ближе, волнение ушло. Это очень открытые и искренние люди. Были чувства сожаления и сочувствия, но благодаря участию в конкурсе “Особая мода” произошло переосмысление, переоценка ценностей. Я по-новому начала смотреть на жизнь, на людей с инвалидностью и на себя. Кроме того, ценю теперь каждую минуту, проведённую со своими родными и близкими»
Именно с того момента модельер-конструктор стала обращать внимание на то, как одеваются люди с инвалидностью в обычной жизни:
«Ходят они, конечно, не раздетые! Но одежда, купленная в магазине, на человеке в инвалидном кресле часто смотрится, словно не по размеру: пиджак имеет заломы, складки по спине, сковывает движения. Девушки, в целом, выглядят ярче, чем мужчины. Но редко вижу их в красивых платьях. Обычно это джинсы или трикотажные платьица, которые быстро теряют свою форму. Если говорить про мужчин, то они стараются одеваться в серое и чёрное. Большинство ходит в трикотажных спортивных брюках. Отнюдь не потому, что так хотят, просто их легче надеть самостоятельно».
Вместо спортивных брюк Надежда предлагает брюки классические. Гардероб настоящего денди включает также шляпу, жилет и пиджак.
У манекенщика Дениса Калинина установлен протез. Он этого не стесняется и даже специально во время показа подворачивает брюки. Модельер не против. Говорит, что такой образ вписывается в концепцию коллекции: «аристократизм викторианской Англии с элементами стимпанка». Кроме того, благодаря смелости Дениса, имидж становится только сильнее. «Сильная мода» — первое название проекта Быковой.
Олег Стояросов чувствует себя джентльменом в укороченном пиджаке с трикотажной спинкой для свободы движений. А все застежки на одежде — либо велькро (по-простому — липучки), либо кнопки. Нюансов много, но один из главных — возможность самостоятельно или с минимальной помощью надевать и снимать одежду, объясняет модельер. Такая функциональная одежда создается отчасти и для близких людей с инвалидностью. Раньше человек в инвалидном кресле не мог одеться без помощи родных. Теперь может.
Универсальность
Алена почти не использует стандартную фурнитуру. Постоянно ищет что-то новое:
«Пользоваться пуговицами многим людям с инвалидностью неудобно. Под большим вопросом и кнопки. Там нужно определённое усилие, чтобы их застегнуть. Поэтому шьём либо без фурнитуры, либо использую молнии и магниты. Мне очень нравятся застёжки на пластиковых пакетах, знаете, такие — проводишь пальцами и всё закрыто. Это называется “запаивание”. Думаю начать применять их для своих моделей.
Задача, которую я себе поставила — создавать универсальные вещи. Кто-то, например, может наклониться и застегнуть молнию, а кто-то не может. Теперь представьте, что на всю Россию — приблизительно 320 000 колясочников и у каждого свои особенности. И мне хотелось бы выпускать такую одежду, в которой каждый из 320 000 чувствовал бы себя удобно. Именно поэтому мой дождевик — это трансформер, состоящий из пяти частей. Это вещь, которую каждый может «собрать» под себя. Кто-то будет использовать две части, кто-то одну, а кто-то — полный комплект. Так мы ищем конструкторское решение универсальности».
Надежда Быкова делает одежду, которая удобна разным людям:
«Это универсальные вещи, в том смысле, что их могут носить и люди без инвалидности. Например, в моей последней коллекции есть куртка с молниями на рукавах. В ней будет удобно людям с ампутацией рук. Молнии позволяют поправить протез или же отстегнуть его, не снимая куртки. Но спрос на куртку есть и от тех, для кого эти молнии — только декоративный элемент, дизайнерская задумка. Говорят — выглядит стильно. Так стираются барьеры в общении, в отношениях».
В чём фокус
Надежда ещё в институте начала анализировала патенты, изучать научные работы на тему инклюзивной моды. Теперь перед созданием новой коллекции проводит интернет-опросы и лично встречается с потенциальными заказчиками.
«Наша индустрия подразумевает стандартный тип потребителя — это стройные, высокие девушка или парень. Но в мире живёт больше миллиарда человек с той или иной формой инвалидности. Конечно же, инвалидность накладывает отпечаток на фигуру: другая осанка, разный наклон плеч (если стоит протез на нижние конечности), меняется походка. Моя задача как модельера-конструктора — снять фокус с асимметрии. Сделать так, чтобы вещи не выглядели, как спецодежда для особенных людей».
Алена, работая над коллекцией, консультируется с фокус-группой и медиками:
«Для фокус-группы мы отобрали шесть человек. Это социально активные люди, мужчины и женщины, разного возраста. Пока группа собирается из тех, кто передвигается на колясках. Мы беседуем с каждым из них, узнаём, что бы им хотелось носить и что, по их мнению, для этого нужно. Обсуждаем вещи, в которых они пришли. Думаем, как устранить недостатки в обычной одежде, чтобы им постоянно не приходилось просить о помощи. Кроме этого, изучаем их пространство, интересы. Получаем ответы на вопросы: как они живут, двигаются, чем увлекаются.
Профессор, доктор медицинских наук, который нас консультирует, вносит очень важные дополнения: объясняет мне особенности функционирования организма с тем или иным диагнозом. Например, люди на инвалидных колясках, в силу нарушения чувствительности отдельных частей тела, могут не чувствовать, что они вспотели или замерзли. Попадая в тёплое помещение, человек намок и не заметил этого. Вышел вспотевший на холод, замерз, и тоже этого не заметил. И первое, что всегда попадает под удар — почки. Поэтому, кстати, в плаще появилась дополнительная деталь — пояс на тонком утеплителе, чтобы закрыть спину.
Мы рассматривали разные способы решения, инженерные в том числе. Пока используем то, что доступно: утеплённую мембранную ткань, которая сама выводит влагу, но при этом сохраняет тепло. Материалы сами по себе работают на 30-40%, всё остальное достигается за счёт конструирования, эргономики».
Модельер говорит, что ищет максимально простые решения, но стремится, чтобы одежда была с «интеллектом».
«Умные» вещи
Часто случается, что решения находятся в самых непредсказуемых местах.
«Я летом на мотоцикле проехалась в готовой экипировке под ливнем, и поняла, чего мне не хватало. Придумала, как её функционально переработать. Сейчас проектирую мото-дождевик для девочек. А в поварской униформе отметила один элемент, который очень подойдёт для инклюзивной одежды. Буду его внедрять», — делится соображениями Алена Русакова.
Дизайнер рассказывает о технологии, использующей для термоконтроля микрокапсулы парафина, тканях с биомаркерами, способных считывать разные метрики человека чуть ли не на клеточном уровне. Одежду, сшитую из таких материалов, называют «умной». Термин придуман ещё в 1980-х годах для так называемой высокотехнологичной одежды. У Алены одежда пока просто технологичная и с интеллектом. То есть одежда, для создания которой нужно, чтобы в процессе участвовал не только внутренний «лирик», но и «физик»:
«Это ведь не новость. Например, одежда для альпинистов и мотоциклистов тоже более сложная, чем повседневная. Она детально продумана, приспособлена к определённым условиям. Решения рассчитаны на безопасность».
Сейчас Алена параллельно работает над аксессуарами и над зимней коллекцией:
«Скоро должны быть готовы шубы для девушек, передвигающихся на колясках. Продумываю сразу два варианта. Одну “на выход”, другую просто для прогулок. Нашла для моделей очень интересный материал — качественный искусственный мех в сочетании с хорошим утеплителем и частичными вставками мембранных элементов.
Размышляю над специальным термобельём. Известно, что оно “работает” за счёт волокон различного плетения на разных участках тела. Привычное нам термобельё рассчитано на другую систему движений тела. У ребят с ограниченными возможностями здоровья иначе работает теплообмен в разных зонах. Сейчас думаю, как его приспособить и трансформировать. Уже есть решения для удобного колясочникам рюкзака. Он будет многоярусный. Продуманы перчатки. Их человек, привыкший крутить колеса, сможет надеть поверх обычных в холодное время года. Есть система подсветки на коляску. С одной стороны — украшение, с другой — выполняет функцию безопасности. В темное время суток человек на коляске будет виден окружающим, а ему будет видна дорога».
Умная повседневность — дословный перевод английского «smart casual». Именно в этом стиле дизайнер Надежда решила одевать людей этой весной. Её новая коллекция — это сочетание элементов делового костюма с вещами, исполненными в уличном стиле:
«В этой одежде я вижу свободных людей, которые не боятся привлекать к себе внимание, показывая всем, как можно стильно одеваться, несмотря на физическое отличие от других. В коллекцию входят: мужские пиджаки, брюки, накидки, жилеты. Есть и женская модель. Кожаная куртка и платье с удобной застежкой-молнией сбоку. В мужской линейке появились брюки с потайной молнией. Они подойдут для всех, а также будут удобны ребятам с ампутацией. Для этих брюк ещё и ткань уплотняю с помощью дополнительных вставок, потому что в местах расположения протеза она быстро изнашивается».
Будущее
Сейчас оба дизайнера готовятся к тому, что их вещи поступят в массовую продажу. Говорят, что такая одежда пользуется спросом, но немногие знают о её существовании и доступности.
Одежда хоть и дизайнерская, но цены не выше, чем в обычных магазинах. Например, мужской костюм от Быковой обойдется в 9000 рублей (пиджак от 5000, брюки от 4000), платье — 4700 рублей. Трансформер из пяти деталей от бренда «Абилити лайф» Алены Русаковой может обойтись заказчику приблизительно в 25 000 рублей, причём купить можно всё отдельно. Стоимость одной вещи — 3000-5000 рублей.
«Специализированных магазинов, к сожалению, у нас пока нет. Продажи будут вестись через интернет. А чтобы примерить одежду, нужно будет просто воспользоваться услугой “выезд на дом”» — рассказывает Надежда Быкова.
Модельеры признаются, что все разработки, пошив и закупку материалов производят за личные средства.
«Если просчитать полностью с пошивом, лекалами, временем, тестами — то одна модель мне обходится в 80-100 тысяч рублей. Если учитывать только затраты на ткань, нитки и так далее, то в 40-50 тысяч рублей. Чтобы закрыть базовые потребности, на одну коллекцию нам нужно 400-500 тысяч рублей».
Дизайнеры активно ищут финансовой поддержки. Пока находят её только в виде заинтересованности тех людей, для кого они это делают.
Надежда Быкова, говорит, что ей уже необходимы дополнительные мощности: «В скором времени буду пробовать писать заявку на грант для закупки дополнительного оборудования и материалов. Поддержка, конечно, нужна. Многие бизнесмены и производственники интересуются этой темой, но на этом всё заканчивается. Возможно, боятся, что не будет спроса».
Кому это надо?
«Мы сейчас ведём работу, чтобы точнее понять: кому и какие именно вещи необходимы. Выстраиваем обратную связь», — говорит Русакова.
«Я работала над костюмами в театре “Особый тип”. Актеры рассказывают, что режиссер им рекомендует использовать то, какие они. Одна актриса — у неё ДЦП — объяснила: “когда я могу делать что-то, исходя из своих особенностей, это будет ярче, чем если бы я делала вид, что здорова”. Не нужно ничего прятать. Мода — это тоже про то, как подчеркнуть индивидуальность»
«Я нередко сталкиваюсь с таким мнением — дескать, “зачем человеку твой плащ, если этот человек просто дома сидит, никуда не выходит?” Да, мы не можем заставить человека хотеть наряжаться, если он не хочет так жить. Но я не психолог, я не могу решать такие вещи. Я понимаю, что сама по себе красивая одежда — это не выход. Это лишь инструмент. Но, я также знаю, что, к счастью, желающих воспользоваться этим “инструментом” в Новосибирске становится всё больше. Людей, которые уже сделали для себя выбор — жить полной жизнью, несмотря ни на что — много. Я готова придумывать свои “фишки” для всех категорий инвалидности. Например, не так давно одна незрячая девушка, поделилась со мной, что выражение “Куда прёшь!? Не видишь что ли?” ей приходится слышать чаще, чем может показаться. Люди зачастую даже не догадываются, что перед ними действительно незрячий человек, особенно когда на улице темно. Задумалась, как исправить это с помощью одежды. Самое простое решение — создать одежду, которая светится, чтобы людей с инвалидностью было видно. Но вариантов тут много».
Надежда Быкова, помимо своей работы с людьми на колясках, с ампутированными руками или ногами, в ближайшее время планирует изготавливать одежду для людей с ДЦП и для людей с диагнозом «аутизм». Опыт работы уже есть:
«Это особый подход, более психологический, что ли. Тут важно устранить любой дискомфорт, который может доставлять одежда. Поэтому определённым образом обрабатывала срезы, чтобы уменьшить трение о кожу. Заменяла фурнитуру.
А по поводу того, что люди с ограниченными возможностями не выходят из дома — то это уже вопрос в большей степени к доступной среде города. Но на сегодняшний день мы видим, что город развивается в этом направлении. Люди с инвалидностью ведут активный образ жизни. На мой взгляд, даже более активный, чем мы с вами. Перестали бояться выходить на люди. Они поют, танцуют, прыгают с парашютом, занимаются общественной деятельностью, играют в театральных спектаклях — можно долго перечислять. Поэтому выглядеть они хотят достойно и модно. И желают идти в ногу со временем».
«Право человека выглядеть достойно, модно и стильно должно являться универсальным и неделимым по признаку здоровья и социальному положению. Люди с инвалидностью должны получить возможность одеваться красиво. Быть привлекательными и независимыми, наравне с остальными. Между людьми, как и в других сферах жизни, не должно быть барьеров в выборе модной одежды, обуви, аксессуаров»
Оля Стволова, общественный деятель, руководитель театра «Особый тип»:
— Как и каждая девушка, я люблю наряжаться, хорошо выглядеть. А учитывая то, что люди, передвигающиеся в инвалидных креслах, привлекают к себе внимание, выглядеть хорошо — втройне важно. Я люблю носить юбки, но обычная посадка для меня не очень удобна. Одежда постоянно сваливается. То же касается брюк и джинсов — нужны с высокой талией. Когда покупаю одежду в магазинах, пришиваю к поясам ткань, стараясь создать более глубокую посадку. Мне очень нравится одежда с широкими рукавами, но носить такую не могу, так как рукава залезают в колеса. Иногда одежду шью в ателье. Сейчас конструирую с дизайнером удобный для меня комбинезон и с нетерпением жду, когда его надену.
Алексей Ларионов, бизнесмен:
— Я, если честно, не очень заморачиваюсь по поводу одежды. Я одеваюсь на рынке, в ближайших магазинах одежды и на барахолке. Как правило, всегда приходится подшивать брюки. Для меня, как для человека с ДЦП, вещи делятся на две категории: удобные, которые движения не стесняют, и ненужные, те, что наоборот. Свободно себя чувствую в футболках — это мой любимый предмет гардероба. А вот пиджаки не люблю носить, потому что стесняют движения. Хотя сейчас задумался — пиджак или пальто я бы надел, если бы они были из мягкой, тянущейся ткани. Сложнее всего мне, конечно, купить себе нормальную обувь.
Татьяна Архипова, массажист:
— Безусловно, своему внешнему виду я придаю большое значение. Потому что, когда работаешь с людьми, то всегда хочется выглядеть хорошо. Я люблю, чтобы всё было красиво и стильно. Лично мне нравится светлая одежда — потому что я помню, как я в ней выгляжу, этот тон мне к лицу. После потери зрения выбрать подходящую одежду, конечно, нелегко. Если на рынке появилось что-то новое, модное, а тебе это не показали, не рассказали, то ты знать не знаешь, что такая вещь есть. Ты не можешь выбрать или захотеть её.
Мне, например, недавно знакомая показала летние сапоги. Я так удивилась: надо же — как интересно придумали. А оказывается, люди в этом ходят уже года три, даже больше. Людям с нарушением зрения не хватает хороших консультантов по подбору одежды. Было бы здорово, если бы они помогали с выбором дизайна, цвета; советовали, что с чем сочетается. Услышать совет специалиста — это как посмотреть на себя в зеркало. В магазинах у продавцов смысла спрашивать нет. Их главная задача — продать. Я предпочла бы одеваться в дизайнерскую одежду. Пусть её не будет много, но я буду чувствовать себя уверенно.
И ещё, многие мои знакомые незрячие или слабовидящие пользуются навигаторами, или голосовыми помощниками, или определителем купюр. Важно, чтобы эту технику можно было бы быстро вытащить, при этом не выронить и не потерять. Поэтому, думаю, более функциональная одежда тоже была бы востребована. Часто слышу, как они высказывают пожелания, мол, «было бы здорово иметь больше карманов».
Фото: предоставлено Ольгой Маховской, Ростислав Нетисов, nsknews.info, Татьяна Бугачева,Екатерина Зааль, из личного архива Надежды Быковой, Михаил Кадочников, Анна Цой, Екатерина Зааль, Оксана Курдюкова, Павел Комаров, nsknews.info, Ольгой Маховской