Благодаря стараниям петербуржцев ритмы песни «Beat it» легендарного Майкла Джексона, казалось, звучали более отчетливо и стройно. Их около концертного зала Мариинки отстукивали люди с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. Все они стали участниками проекта «Ритм без границ», который завершился съемками клипа.
Два месяца петербуржцы проходили курс редкого вида арт-терапии – телесной перкуссии, суть которой состоит в том, чтобы с помощью щелчков, хлопков и шлепков по собственному телу создавать различные ритмы. В результате получается что-то между танцем и одновременной аранжировкой той или иной мелодии. Во всем мире эту технику называют музыкой тела.
Петербург стал первым городом, где этот метод используют для работы с людьми с ограниченными возможностями.
Проекту быть
Идея проекта «Ритм без границ» возникла в прошлом году. На это его куратора Ольгу Смотрицкую натолкнула личная история. Бабушка Ольги в течение шести лет была парализована и передвигалась только на инвалидной коляске. За это время девушка поняла, насколько сложно организовать досуг для человека, который не может ходить. Вот и решила во что бы то ни стало подарить радость петербуржцам с ограничениями по здоровью и увлечь их творчеством.
«Мне захотелось сделать что-то хорошее для этих людей, сподвигнуть их на внутренний рост, на занятие хобби, которое подарит им позитив. А позитив – это самое главное. Он дает силы и возможность прожить каждый следующий день лучше, чем предыдущий», — поясняет девушка.
С техникой телесной перкуссии Ольга познакомилась пять лет назад. Тогда она училась в Стокгольме на политолога. Девушка с детства увлекается танцами, и, оказавшись за границей, свое хобби не бросила и постоянно ездила на различные мастер-классы.
«Я очень люблю работать с ритмом, и эта техника меня сразу заинтересовала. А потом я увидела ролик в интернете, как группа здоровых людей «отстукивает» вальс, — рассказывает Ольга. – И меня вдруг осенило: почему мы не используем это в инклюзивном поле? Ведь хлопки, щелчки, шлепки по телу – это так легко воспроизвести. Кроме того, когда мы начали изучать телесную перкуссию подробнее, выяснилось, что она обладает и терапевтическим эффектом. Это полезно и с точки зрения творчества, и сточки зрения здоровья».
Прежде, чем заявлять о старте проекта, Ольга и ее коллега Андрей Горбунов организовали несколько тестовых мастер-классов и провели опрос в соцсетях среди людей с ограничениями, действительно ли такая практика им интересна. В ответ получили единогласное «да».
С проектом «Ритм без границ» организаторы решили обратиться в фонд президентских грантов. На то, чтобы подготовить документы, ушло полгода. Еще столько же заняло их рассмотрение. Когда пришел ответ, авторы проекта не верили своей удаче.
«Это был сумасшедший вечер! Подтверждение пришло после полуночи, — вспоминает Ольга. – Мы, конечно, очень надеялись на успех, но последнего не верили. Эмоций было через край. Мне кажется, я всех переполошила, весь дом проснулся!»
После этого организаторы объявили в соцсетях: проекту быть. И эта новость быстро разлетелась по Интернету.
Долой уныние
Участников проекта Ольга и Андрей нашли через интернет. Два месяца эти люди проходили курс по телесной перкуссии. К работе с ними также были привлечены педагоги-дефектологи. И вот, спустя 18 занятий, участники собрались на площадке у концертного зала Мариинского театра для съемки клипа.
Сергею Поюнову к сцене, пусть даже импровизированной, не привыкать. Мужчина поет военно-патриотические песни на площадках Петербурга, занимается танцами на коляске, играет в Большом театре в спектакле «Герой нашего времени» одного из солдат-инвалидов – друзей Грушницкого. Также Сергей – известный петербургский общественник. Он является экспертом по формированию безбарьерной среды.
Но так было не всегда. Жизнь Сергея изменилась 11 лет назад: дали знать о себе старые травмы. Пришлось ампутировать левую ногу. Сначала, делится мужчина, впал в транс и думал, что он единственный инвалид-колясочник на земле. Но потом все же нашел в себе силы жить дальше.
«Я стараюсь во всех проектах участвовать, чтобы не было уныния, чтобы дома не сидеть, – говорит Сергей. – Вот и в этот проект попросился. Насколько я знаю, ничего подобного в стране нет сегодня. А мне полезно – в танцах ритмика важна. Я счастливый человек, научился им быть. У меня младшей дочке вчера исполнилось 4 месяца».
С телесной перкуссией раньше не сталкивалась и Наталья. Шесть лет назад девушка попала в аварию и теперь не может ходить. Но, делится она, депрессии по этому поводу у нее не было, ведь это не мешает ловить момент и жить в радости. Год назад Наталья не побоялась одна переехать из Омска в Петербург. Говорит, проект, куда ей посчастливилось попасть, подарил не только море положительных эмоций, но и новых друзей.
«Я познакомилась с потрясающими людьми! – отмечает Наталья. – Мы сплотились как коллектив. Я не ожидала, что такое будет. Что касается самих занятий – это только на первый взгляд очень легко. Непросто было привыкнуть бить по себе руками, ладошки горели в какой-то момент. Но преподаватели так все замечательно показали, что впечатления только самые позитивные».
Огромное удовольствие от совместной работы получили и авторы проекта.
«Не было никаких сложностей в работе с людьми с ограничениями, – говорит Ольга Смотрицкая. – они все, как оказалось, занимались творчеством и ранее. Поэтому не было ни закрепощенности, ни стеснения. Когда они видят простое человеческое отношение к ним, без жалости и снисхождения, они сразу раскрываются».
Ген гуманности
К проекту «Ритм без границ» подключились и студенты факультета социальных технологий Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Их не остановило даже то, что на дворе лето, и можно все свободное время проводить на отдыхе.
Сначала молодые люди записывали на видео, как проходили занятия по телесной перкуссии, а теперь снимают клип. Но на этом их работа не закончится – весь отснятый материал ляжет в основу документального фильма.
«У нас очень хорошо развито волонтерское движение. Студенты с горящими глазами хватаются за любые проекты, – рассказывает директор СЗИУ РАНХиГС Владимир Шамахов. – Я вывел одну интересную формулу: хорошие управленцы – а мы готовим именно таких – не могут не обладать так называемым «геном гуманности», внутренним убеждением, что со всеми категориями граждан нужно общаться и всем помогать. Это надежный залог, что они станут управленцами новой эпохи».
Кроме того, участие в проекте «Ритм без границ» – прекрасная для студентов возможность не только лишний раз «прокачать» навыки, но и пройти практику.
«На нашем факультете пять направлений, и все они задействованы в этом проекте, – подчеркивает руководитель образовательной программы «Liberal Arts» СЗИУ РАНХиГС Владимир Киселев. – Они изучали поведение особых людей, взаимодействовали с ними. Сейчас вот съемку проводят. Всё это важная работа, которая пойдет не в «корзину», как говорится, а в портфолио».
Клип с участием людей с ограниченными возможностями, по словам организаторов проекта, появится в Сети в октябре. Как отмечает Ольга Смотрицкая, круговорот добра в природе поможет распространить это видео и познакомить множество других людей с таким замечательным видом арт-терапии. Но планы у авторов «Ритма без границ» куда более масштабные.
«Мы мечтаем сделать фестиваль, где телесной перкуссией смогут заниматься абсолютно все: и здоровые люди, и люди с инвалидностью, – делится Ольга. – Можно бы было, к примеру, пригласить профессионалов из других стран. Также мы хотим обучать этому педагогов-дефектологов, они же связаны с маломобильными людьми. Провести для них благотворительный мастер-класс, передать свои знания. Мы хотим развивать это направление и обучать ему».