Зачем Галина Волкова выпускает дизайнерскую одежду и обувь для людей с ограниченными возможностями.
С Галиной Волковой, известным дизайнером обуви и основательницей компании «Ортомода», мы встречаемся в ее Студии универсального дизайна. В особняке много людей: здесь находятся кабинеты врачей, два зала с одеждой и обувью, примерочные, швейный и обувной цеха, офисы дизайнеров и менеджеров. И очень много людей с ограниченными возможностями, которые приезжают сюда из Москвы и области. Некоторые здесь работают, остальные — клиенты Волковой.
Волкова первой в России начала шить не просто удобную, а именно дизайнерскую обувь и одежду для инвалидов. «Я всегда требовательна к своим клиентам, и не считаю нужным их жалеть: если покупательница выглядит плохо, я могу сказать ей об этом, — рассказывает Галина. — Многие не понимают, что инвалидам не нужна наша жалость, им нужно наше уважение».
Дизайнер-«психотерапевт»
Сейчас Галина преподает курс дизайна ортопедической обуви в Московском колледже моделирования обуви и маркетинга. Недавно защитила докторскую диссертацию, связанную с этой темой. В ортопедию кутюрье, начинавшую с танцевальной обуви, привела наука: во время работы над своей кандидатской диссертацией, Галина два года разрабатывала обувь для больных сахарным диабетом и обратила внимание на людей с деформациями стоп. «Ортопедическая обувь должна решать несколько проблем: компенсировать физические недостатки, быть удобной и дарить уверенность в себе. У нас всегда решалась только первая», — рассказывает Галина.
И она решила разрушить стереотипы. В 2002 году сделала коллекцию модной одежды, обуви и аксессуаров для людей с ограниченными возможностями и повезла ее на крупнейшую мировую выставку REHACare в Дюссельдорфе. «Из Германии я приехала с короной на голове, думала, вот взялась за такую тяжёлую тему, создала блестящую коллекцию, от дифирамбов и заказов отбоя не будет», — вспоминает кутюрье. Но в России дизайнерский вариант одежды для инвалидов оказался никому не нужным: люди посчитали, что туфельки из кружев, сапожки из цветной кожи с рюшами и цветами лишний раз обратят внимание на физические недостатки, а это было не принято. Да и сами инвалиды к установившемуся положению вещей привыкли и не слишком спешили его менять.
Поборовшись немного с ветряными мельницами, Галина переключилась на другие проекты. Три года назад ее обувная компания начала приносить прибыль и Галина решила, что можно вернуться к проектам, которые когда-то пришлось отложить из-за нерентабельности. Так и родилась Студия универсального дизайна. Студия работает не только для инвалидов. «Проблемы со здоровьем есть практически у всех, — говорит она. – Просто у кого-то они видимые, а у кого-то — скрытые. Я хочу, чтобы каждый, кто обратился ко мне со своими трудностями – не только с инвалидностью, но и с излишней полнотой, низким ростом, большим размером стопы, маленькой грудью – ушел от меня счастливым или, как минимум, уверенным в себе».
В Студии практикуется индивидуальный подход: каждый клиент получает консультацию врача и может самостоятельно выбрать себе фасон и кожу для будущей обуви (или купить уже готовую модель). Можно сделать точную 3D копию стопы, а затем на специальном станке изготавливать ортопедическую стельку по индивидуальному заказу (диагностический 3D-сканер и другое оборудование Галина закупила на грант, 8 млн руб). Подобрать хорошую ткань для инвалидов не просто: с одной стороны, материалы должны быть натуральными, с другой — немнущимися. «Лучше всего для такой одежды подходят ткани-стретч – эластичные, дышащие. «Правильная» ткань не натирает кожу и одновременно, при достаточной плотности, стимулирует кровообращение человека, который большую часть суток проводит в положении сидя», — говорит Галина.
В каждой паре обуви от Волковой есть конструкторская идея под особенности клиентов: в деловой обуви на высоком каблуке – уникальная анатомическая стелька, позволяющая весь день ощущать себя как в тапочках, в обуви для невысоких мужчин – скрытый внутренний каблук. «В идеях недостатка нет, как дизайнерских, так и конструкторских, — улыбается Галина. – И я надеюсь, что смогу грамотно позиционировать их, вывести на рынок и получить прибыль».
Чаще всего государство компенсирует затраты на производство одежды и обуви для людей с инвалидностью. Но немногие могут позволить себе заказать роскошные модели с ручной росписью и из высококачественных современных материалов или из экзотических кож по индивидуальному эскизу. И это, конечно, стоит не дешево.
Семейное дело
Муж Галины – Александр – член «Деловой России», где руководит направлением реабилитационной индустрии. Именно он – первый критик Волковой и главный ее защитник. «Все свои безумные идеи сначала тестирую на муже»,- признается Галина.
Сейчас Александр разработал проект, по которому может быть создано до одного миллиона рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. По задумке, каждый инвалид после необходимой профессиональной подготовки, повышающей его конкурентоспособность на открытом рынке труда, сможет получить специальный сертификат, гарантирующий ему трудоустройство. «В моей студии сейчас работает 18 инвалидов, — рассказывает Волкова. — Думаю, что комплексный подход сначала к образованию, а затем и к трудоустройству людей с ограниченными возможностями был бы весьма кстати».
Сейчас в холдинге «Ортомода» работает 160 человек, в основном на производстве. В год Волкова продает порядка 60 000 пар обуви, половина делается по индивидуальному заказу. Филиалы «Ортомоды» работают уже в 7 регионах, есть договоренности о поставке с 37 предприятиями. «Наш выход на рынок происходит очень медленно, моя главная задача на этот год – вывести Студию универсального дизайна на самоокупаемость, наладить сбыт в регионах и запустить интернет-проект», — говорит Волкова.
Беседуем с Галиной Волковой более двух часов, а она все не устает рассказывать о своем проекте. В ее кабинете повсюду туфли: стеклянные, хрустальные, пластмассовые. Туфли-часы, туфли-подставки, туфли-картины. Спускаемся в колодочную. Именно отсюда начинается путь любой пары обуви. Мастера вытачивают малюсенькую туфельку: это для девушки, которая совсем не может ходить. Галине до всего есть дело: она знает, кому принадлежит каждая создаваемая здесь пара обуви, всех помнит по именам.
Когда-то в молодости она могла лишь мечтать о том, чтобы стать «дизайнером-терапевтом» и каждый день видеть счастливое изумление на лицах клиентов: «Вы – волшебница!». Теперь мечта сбылась. В ее студию за уверенностью и душевным комфортом идут не только люди с ограниченными возможностями, но и вполне благополучные граждане.
«Умная обувь» Галины Волковой
Кто хоть раз испытал удовольствие от прогулки в туфлях от дизайнера Галины Волковой, тот непременно вернется за второй и третьей парой. «Умная обувь» тем и хороша, что не просто красива, но и по-настоящему комфортна, поскольку сделана с учетом всех особенностей ее обладателя. Руководитель компании «Ортомода» и Универсальной студии дизайна Галина Волкова много лет посвятила тому, чтобы сочетание элегантности и удобства стало не мечтой — реальностью. И вполне преуспела в своем стремлении.
«Я знаю, откуда эти туфли!»
В столицу Кабардино-Балкарии Нальчик Галина приехала по распределению, окончив Донскую академию сервиса (специальность – «Конструирование изделий из кожи»). Проработав год в республиканском объединении бытового обслуживания, получила предложение перейти в экспериментальную лабораторию республиканского Дома моды на должность ведущего модельера.
Первый опыт Галины сложно назвать слишком удачным. Заданная тематика Центральным Домом моды в Москве – «Обувь для пожилых» — ограничивала полет фантазии.
Тогда строгая московская комиссия приняла меньше половины привезенных ею изделий. Было обидно, всплакнула даже, но любой опыт полезен, это она и тогда уже понимала. Зато для следующей презентации подготовила большую коллекцию, куда вошли и ботфорты, и обувь с национальными мотивами, и сногсшибательные велюровые сапоги, расшитые жемчугом, украшенные бабочками, и изящные замшевые лодочки, расшитые серебряной тонкой тесьмой. Ей поступило лестное предложение — часть коллекции продавать через валютный магазин «Березка», причем речь шла о регулярных поставках небольших партий. Конечно, она согласилась – еще бы! Какое-никакое, а признание ее талантов. С этим событием связана одна забавная, но запомнившаяся встреча: Галина с мамой зашли в какой-то офис, причем обуты обе были в туфли «от Волковой». И тут сидящая в приемной девушка вскочила: «Ой, а я знаю, откуда у вас такие туфли!» — «Интересно, и откуда же?» — «Из «Березки!» Может, мелочь, но такая сладкая для художника! Девушка не была экспертом или авторитетом в мире моды, но она узнала стилистику обуви, руку мастера – разве этого мало для начинающего дизайнера?
Суровая школа «Альянса»
Реализовать амбиции художника помог любящий папа, который всегда понимал и поддерживал идеи Галины. Модельер – профессия насколько творческая, настолько и зависимая, по требованию руководства надо было делать не «шедевры», а недорогие сапоги и ботинки. А ей хотелось творить. Вот для реализации творческого потенциала и была создана компания «Альянс», которая стала для нее и прекрасной школой бизнеса. Пришлось в срочном порядке осваивать все тонкости бухгалтерии и отчетности, премудрости составления бизнес-планов и графиков, требования санэпидстанции и торгинспекции. Все это занимало львиную долю времени, для творчества оставались только ночи. Но она все успевала – и руководить, и моделировать, причем не только для своего предприятия, но и для других.
Первую финансовую самостоятельность и престижную спортивную машину BMW Галина заработала благодаря одной своей идее и модели, которую мама модельера прозвала «лебединой песней». Спрос на «песню» был просто потрясающий. Многие, наверное, помнят, что производители тех времен предлагали к продаже много обуви из кожзаменителя – «дешево и сердито». Выглядела такая обувка довольно привлекательно, но ходить в ней можно было до первого мороза – образовывались заломы, трещины – недолговечно и непрактично. Галина пошла другим путем. Нижнюю часть сапог она сконструировала из натуральной кожи, а для голенища в лаборатории Комбината искусственных кож ей по спецзаказу изготовили экспериментальную партию искусственной, но мягкой и эластичной, на трикотажной основе. И цвет подобрали в тон натуральной, да еще выделали «под крокодила». Модель была удобной и очень выигрышной внешне – сборка, шнуровка. И самое главное – плохая погода этим сапогам была не страшна. Получилось дороже, но и уровень качества, и дизайн были на порядок выше обычного. Эта модель с неизменным успехом продавалась несколько лет подряд, несмотря на ежегодное обновление коллекций. Так потихоньку складывался авторитет не только дизайнера, но и предпринимателя.
На Кавказе руководство предприятием (тем более обувным цехом) – прерогатива солидных мужчин, поэтому до поры до времени отношение «цеховиков» к Галине оставалось снисходительно-ироничным. Да и не мудрено – молодая симпатичная блондинка и бизнес в представлении серьезных, уважаемых мужчин сочетались, прямо скажем, не очень. Но время шло, предприятие развивалось, вкусы покупателей – тоже, стало очевидным, что без модельеров производственникам никак не обойтись. «Цеховики» к тому времени тоже ощутили необходимость объединения – ясно же, что дешевле и проще купить кожу оптом, чем каждому закупать понемногу. Назначили дату общего сбора. На эту судьбоносную встречу пригласили и Галину – как коллегу-предпринимателя и дизайнера в одном лице. А иронию свою по поводу присутствия красавицы-блондинки на встрече серьезных людей выразили тем, что предложили занять центральное кресло – место, которое на Кавказе принято оставлять самому уважаемому человеку, старейшему аксакалу. Юмор Галина оценила, но тушеваться не стала. И когда речь зашла о создании союза предпринимателей и сотрудничестве с дизайнерами, встала и огорошила всех сообщением, что модельеры уже объединились и, мало того, разработали единые расценки на свои услуги, а она, руководитель союза Галина Волкова, уполномочена «цеховиков» с новыми ценами ознакомить. Вот тут все и охнули. Сработало. С тех пор на «девочку-припевочку» аксакалы смотрели уже другими глазами, как на равную среди равных.
Но в Нальчике ей уже было тесновато, хотелось большего… К тому же семейная жизнь не сложилась, с мужем Галина рассталась, настроение было не самое радужное. Она рассудила так: не получается в личной жизни, надо реализовать себя в профессии. И уехала в Москву, поступать в аспирантуру Академии легкой промышленности (сегодня – Университет дизайна и технологий).
Конкурс «Мосшуз»
Просто учиться, писать диссертацию, преподавать — ей было мало. Галина вспомнила, что пробуждало в ней самой желание творить, и поняла, что лучшим стимулом всегда была конкуренция, возможность заявить о себе. А это – профессиональный конкурс. Но если для дизайнеров одежды проводилось множество конкурсов, то «обувщикам» просто негде было раскрыть свои таланты. С идеей проведения конкурса Галина пришла к своему научному руководителю — ректору академии. Тот аспирантку поддержал. Поддержал идею и директор выставки «Мосшуз», в рамках которой состоялся первый конкурс. Галина уговаривала руководителей московских предприятий, самих начинающих дизайнеров принять в нем участие. Это было непросто — дело новое, у всех работа, свои обязательства… К тому же – 1998 год, когда, казалось, себя надо спасать, не до изысков. И все же конкурс состоялся! Первое место досталось знаменитому ныне дизайнеру одежды Денису Симачеву.
Конкурс стал ежегодным, участвовать в нем было уже престижно. Галина была готова заниматься им и дальше, но руководство вуза смотрело на это иначе – ей объяснили, что, поскольку она закончила аспирантуру, может отправляться в свободное плавание. Было обидно – столько вложено сил, времени, азарта… И вот такой «от ворот поворот».
Но погружаться в обиды – не ее стиль. Надо было работать, начинать все заново.
«Свободное плавание»
После защиты кандидатской диссертации Галину пригласили в Центральный НИИ кожевенной и обувной промышленности, так как во время учебы в аспирантуре она уже сотрудничала с институтом. Создала лабораторию перспективного проектирования обуви, выпускала новые коллекции. Но атмосфера самого НИИ угнетала – все было зарегламентировано, эксперименты не приветствовались, о свободе творчества речи практически не шло. Хотя опыт работы с опытными коллегами научил Галину неспешному, продуманному анализу любой ситуации, но очень не хватало практической работы.
Помимо НИИ, Галина работала начальником участка на ортопедической фабрике.
Обувью для больных сахарным диабетом Галина начала заниматься, еще будучи аспиранткой. При академии были лаборатории, в которых научные сотрудники работали вместе с эндокринологами. Обувь, спроектированная в лабораториях, стоила очень недешево. Но заработать себе на жизнь Галина могла лишь изготовлением коллекционных моделей на заказ, больным же обувь доставалась по себестоимости. Но ей, привыкшей мыслить масштабно, хотелось помочь как можно большему количеству людей. В 2001 году возникла «Ортомода» — компания, специализирующаяся на изготовлении обуви для людей с ограниченными возможностями. Создавая ее, Галина взяла за основу создание «умной обуви» — не просто «подходящей», а по-настоящему комфортной, сконструированной под человека с конкретной деформацией стопы, и при этом красивой. Компания бурно развивалась, спрос рос день ото дня. И уже через полгода Галина поняла, как правы были преподаватели из академии, отпустившие ее в «свободное плавание». Сейчас она благодарна им и за бесценный опыт, за базу знаний, полученную во время обучения, и за мудрость тех, кто предугадал, что она созрела для самостоятельного принятия решений и готова реализовать свой потенциал как профессионал.
«Помощь должна быть адресной»
Компания «Ортомода» начиналась с маленького участка. Галина очень постаралась, чтобы предлагаемые здесь услуги не были обезличены. Помощь должна быть адресной – она и сегодня в этом уверена. И поначалу все так и получалось – с каждым клиентом не просто работала целая команда – ортопеды, эндокринологи, обувщики (это все сохранилось и по сей день), нет, здесь переживающего сложный период человека выслушивали, давали рекомендации по стилю, имиджу, пытаясь повысить его самооценку. Эту установку стало очень сложно сохранять, когда начался бурный рост заказов, и люди пошли просто потоком — очень разные по возрасту и запросам, с очень разными проблемами. Появилось девять филиалов по всей стране, клиентов становилось все больше. И в какой-то момент Галина поняла: для того чтобы сохранить начальную адресность в общении с клиентами, надо идти по другому пути. И несмотря на законы бизнеса и всемирную глобализацию, приняла решение «дробить» компанию на более компактные специализированные структуры. Ведь главное в ее бизнесе – это удовлетворение потребностей ее клиентов!
Первые шаги уже сделаны: появилась Студия универсального дизайна Галины Волковой – уникальная структура, ориентированная на особо требовательных клиентов, где можно не только получить консультацию врача, стилиста, имиджмейкера, но и заказать эксклюзивные вещи. Здесь клиентам помогают выстраивать образ «от и до» — начиная от обуви и одежды, заканчивая сумками, перчатками, аксессуарами. А главное, что эта Студия доступна всем, в том числе людям с ограничениями по здоровью. Стильно оформленное, очень комфортное помещение учитывает потребности инвалидов-колясочников. А творческие работы Союза дизайнеров Москвы, украшающие интерьер Студии, радуют глаз любого взыскательного клиента. Но главное, это сами изделия — их универсальность действительно поражает! Сочетать индивидуальный комфорт, необыкновенную стильность, лечебные или профилактические свойства в одном изделии – это уже не мало. Но при этом получить эксклюзивность дизайна и реализации своей мечты – это просто фантастика! Кто из женщин не мечтает ходить в нарядной обуви на высоком каблуке, при этом не уставать и не деформировать свои ножки? Оказывается, это возможно! Галина вместе с немецкими учеными разработала ортопедическую стельку на высоком каблуке, помогающую равномерно распределять нагрузку по всей поверхности стопы, что облегчает ношение туфель на высоких каблуках, и уже сделала коллекцию элегантной обуви. А кто не мечтает переобуваться в офисе в удобную и легкую обувь, не «цокающую» по офисным коридорам? Уникальная разработка, которая совместила в себе несколько различных технологий: танцевальную, ортопедическую, комнатную. В результате: туфли-лодочки – комфортны как тапочки, элегантны как сценические. А главное, индивидуальны и анатомичны – идеально соответствуют именно вашей стопе. В том и состоит универсальность дизайна – а это основная идея творчества Галины Волковой.
…«Хундертвассер», «Венеция»… Далее — «Латино»?
Работа и творчество делают нашу жизнь осмысленной. Все впечатления от поездок по планете, все свое изумление от увиденного, всю радость, ощущаемую от многообразия мира, Галина вкладывает в свои авторские коллекции. И рождаются новые модели – иногда неожиданные и совершенно непредсказуемые, как непредсказуема сама жизнь. В Австрии Галина с мужем просто были ошеломлены архитектурой Хундертвассера, в котором сочетаются творчество, хулиганство, любовь к природе и необыкновенная архитектурная продуманность. А спустя время родилась коллекция по мотивам творчества знаменитого австрийца, которая была «на ура!» принята в Париже.
Венеция покоряет всех без исключения, но объехать все островки, побывать и в скромных старинных церквушках, и в мастерских, где плетут кружева и делают изумительно красивые карнавальные маски, восхититься не карнавальностью и каналами Венеции, а ее каждодневной нелегкой жизнью, ее необыкновенным ремесленным искусствам, может не каждый. Свое потрясение от Венеции Галина выразила в коллекции «Венеция». А сейчас в ней зреет желание создать коллекцию для мужчин – эстетскую, но мужественную – для настоящих мачо. А где обитают настоящие мачо? Правильно, в Латинской Америке. Для человека с искрой Божьей притягательных мест, будящих воображение, не счесть. Думается, мы еще не раз удивимся, глядя на чудесные туфельки и сапоги из коллекций дизайнера Галины Волковой.
Немного о личном
С мужем Галина познакомилась благодаря своей работе. Дело было так. Чиновники одного из министерств назначили встречу, на которую она должна была прийти вместе с руководителем общества инвалидов, объединяющего людей, больных сахарным диабетом. Но последний серьезно запаздывал. Заходить одной в кабинет было как-то неловко. Сидит, ждет, нервничает. Тут дверь распахивается, выходит один из чиновников и сердито выговаривает ей, что вот, мол, по их просьбе собрались серьезные люди, а они заставляют себя ждать. Галина растерялась, но – куда деваться? – зашла, стала объяснять про высокую стоимость ортопедической обуви, про то, что не всем инвалидам она по карману – нельзя ли, дескать, как-то помочь этим людям? Объяснила, что для себя они ничего не просят, показала современные модели ортопедической обуви. Солидные мужи посмотрели на девушку с умилением и объяснили, что если б она внимательно читала законодательство, то знала бы, что больные люди имеют право на компенсации расходов из федерального бюджета для ежегодного приобретения двух пар специальной обуви. Необходимо лишь, чтобы предприятие, изготавливающее такую обувь, прошло специальное лицензирование. Лицензирование-то они прошли, но история эта имела неожиданное продолжение. Тот сердитый мужчина, что прочитал ей мораль, посодействовал тому, чтобы Галину пригласили на международную выставку в Париж. Там и начался их роман, который длится до сих пор. Позже он признался, что влюбился с первого взгляда. Через год они поехали в этот самый романтичный город на свете просто в отпуск и снова побывали на тех улочках, в небольших кафе, которые называли уже «нашими». И столько виделось им знаков судьбы вокруг, говорящих о том, что им нельзя уже расставаться. Они поженились, а через четыре года – венчались в церкви.
Десять лет, прожитые вместе, подтвердили: те знаки они прочитали правильно. Муж для Галины – очень близкий человек, чье мнение для нее – главное. Только любящая женщина может так говорить о муже, как это делает Галина:
— Муж — очень умный, глубокий человек, многому меня научивший. Он ведет меня по жизни, не дает расслабляться. Сам генератор идей, он и любую мою идею помогает выстроить логически, просчитать все слабые и сильные стороны. Это человек масштабного мышления, сильный стратег. При этом в нем сильно творческое начало, я бы даже сказала – у него развито режиссерское видение ситуации. И я счастлива, что мы нашли друг друга, это просто подарок судьбы.