Аналог игры «горячо – холодно» помог пожилым людям разбирать на 25% больше слов в шумной обстановке. В дальнейшем методику планируют скомбинировать с новейшими слуховыми аппаратами.
Американские ученые разработали компьютерную игру, которая тренирует способность воспринимать речь в шумных помещениях. После нескольких дней тренировок игроки смогли разобрать на 25% больше слов. Средний возраст участников эксперимента составил 70 лет. Все они страдали различными нарушениями слуха — от небольших до тяжелых.
В основе игры лежат результаты десятилетнего исследования слуха лабораторных грызунов.
По словам разработчиков, их проект напоминает детскую игру «горячо – холодно». Участники искали на экране спрятанные предметы, слушая закадровую речь. Уровень громкости и другие особенности звука менялись в зависимости от того, насколько близко игрок «подходил» к спрятанному объекту. Голос сопровождал сравнительно громкий шумовой фон, мешающий воспринимать колебания основного звука.
В тестировании игры участвовали 24 человека. Все они носили слуховые аппараты в среднем семь лет. Эффективность игры изучали с помощью двойного слепого плацебо-контролируемого исследования. Людей случайным образом распределили на две группы: одни проводили время за специально разработанной игрой, вторые — за «игрой-плацебо», никак не связанной со слухом. Ни участники, ни ученые-экспериментаторы не знали, к какой группе относится каждый из игроков. На игру у участников уходило по 3,5 часа в неделю, испытания длились два месяца.
Комментирует один из разработчиков Джонатон Уиттон (Jonathon P. Whitton): «Способность разобрать всего на несколько слов больше может влиять на то, в состоянии ли человек поддерживать разговор». По его словам, такие игры улучшат качество жизни пожилых людей — например, они смогут реже переспрашивать своих близких. Также тренировка поможет людям среднего возраста со слабыми нарушениями слуха, которые не требуют слухового аппарата, но затрудняют общение.
Чтобы начать распространять игру, ее создателям придется провести еще несколько этапов тестирования с большим количеством участников. Авторы игры считают, что в перспективе такие методики можно будет разрабатывать с учетом новейших технологий изготовления слуховых аппаратов.
Статья об игре опубликована в журнале Current Biology.
https://naked-science.ru/