В прокат вышел французский кинобестселлер «1+1» (Неприкасаемые), трогательная и бессюжетная комедия о том, что каждому обеспеченному паралитику нужен свой сенегальский друг.
У Филиппа (Франсуа Клюзе), богатого и скромного французского аристократа, парализовано все тело – последствие неудачного полета на параплане. У Идрисса (Омар Си), бедного и отнюдь не скромного темнокожего бездельника из Сенегала, в голове ветер – последствие трудного детства и курения травки. Не собирающийся унывать Филипп нанимает отлынивающего от любой работы Идрисса своей сиделкой, и тут открывается его подлинный талант. Привязанный к коляске инвалид начинает получать удовольствие от жизни в виде косяков, громкой музыки и тайских массажисток, которые становятся в этом доме частыми гостями. Идриссу с работодателем тоже повезло: заработал денег, приобщился к великой мировой культуре и открыл в себе дар к концептуальной живописи.
В общем, вечный миф про черное и белое, инь и янь, про разность, превращающуюся в сумму.
«1+1» снят на основе реальной истории, случившейся с бизнесменом Филиппом Поццо ди Борго, владельцем марки шампанского Pommery, только вместо сенегальца Идрисса в реальной жизни о нем заботился марокканец Абдель. Сентиментальный Поццо ди Борго написал книгу об их дружбе, которую назвал «Второй шанс». Сентиментальные режиссеры Оливье Накаш и Эрик Толедано, авторы «Давай останемся друзьями» с Жераром Депардье, книгу прочитали и решили – быть по ней фильму.
И решили не зря, потому что «1+1» получил невероятный зрительский успех у себя на родине: в первые прокатные недели картина обогнала и «Пиратов Карибского моря», и спилберговского «Тинтина», люди выстраивались в очереди перед кинотеатрами, а прокатчикам пришлось срочно допечатывать копии фильма – кажется, его посмотрела вся Франция, исключая только избирателей Марин Лепен.
Видимо, сказка про инвалида и выходца из Африки растопила французские сердца и заставила поверить их в светлое мультикультурное будущее Европы, в котором иммигранты в едином порыве возьмутся переводить бабушек через дорогу, слушать Берлиоза и читать Виктора Гюго.
Однако, при всем уважении к французским кинозрителям, сложно поставить в один ряд «1+1» с «Запахом женщины», «Человеком дождя» или «Моей прекрасной леди». Здесь сильный герой также учится у слабого, задаются риторические вопросы о том, в чем на самом деле заключается сила, а в чем слабость. Но, к сожалению, помимо этого в фильме ничего не происходит. Друзья вполне счастливо живут вместе: ни одного завалящего вредного родственника, желающего рассорить героев и получить наследство, ни одного жуликоватого социального работника, ни одной коварной женщины. Герои и сами не вызывают друг в друге никакой конфликтной искры – встретились и подружились.
Украденное сенегальцем яйцо Фаберже, секретарь-лесбиянка и проблемы с полицией у двоюродного брата Идрисса проходят по статье мелких неприятностей, в конфликт не выливаются – да и не тянут на него.
Зато картину на себе вытягивает улыбчивый великан Омар Си из «Полного привода» и «Астерикса и Обеликса»: наблюдать за тем, как он танцует под «Boogie Wonderland», можно бесконечно. Его расслабленные манеры, обкуренные глаза и белозубая обезоруживающая улыбка заслужили «Сезар» за лучшую мужскую роль. К слову, Омар Си – первый чернокожий актер, получивший эту премию.
Однако в за богатым французом не вырастает проблемы людей с ограниченными возможностями, а за бедным сенегальцем не маячит проблема социокультурной адаптации. Новый французский хит – очень частная и очень бессюжетная история о том, как конкретный Филипп сдружился с конкретным Идриссом. История правильная, основанная на старом как мир, но действенном приеме чисто визуального контраста – двухметровый мускулистый парень рисует в стиле абстракционизма, а высушенному аристократичному паралитику массируют уши тайки в купальниках – но забывающая про контраст смысловой. В безуспешных попытках преодолеть это картина пытается даже выйти за рамки рафинированной толерантности с шутками вроде «Где паралитик? – Там, где ты его бросил». Но история в «1+1» рассказывается статично, а потому шагнуть за собой сквозь экран зрителя вовсе не манит. То есть если порадоваться за ребят еще как-то получается, то вот грустить за них откровенно лень.