Бойкий триллер, где звезда «Американской истории ужасов» и «Сестры Рэтчед» Сара Полсон играет сверхзаботливую мать, у которой не все в порядке с головой.
20 ноября в российский прокат выходит триллер «Взаперти». В центре сюжета оказывается девочка-инвалид, которая пытается спастись от своей гиперзаботливой матери в исполнении Сары Полсон. Разбираемся, какой получилась новая картина Аниша Чаганти, режиссера нашумевшего фильма в формате скринлайф под названием «Поиск» (2018), и почему она заставляет вспомнить лучшие работы Альфреда Хичкока.
Девочка-подросток Хлоя (Кира Аллен) прикована к инвалидному креслу, также она страдает множеством хронических заболеваний, в том числе астмой. Ее мать (Полсон) очень печется о ней – настолько, что даже не выпускает дочь из дома. Однажды Хлоя случайно обнаруживает на одной из упаковок с таблетками, которые она принимает, наклейку с назначением от врача, где написано, что лекарство предназначается не ей, а маме. Девочка начинает подозревать, что тут что-то нечисто. Вскоре Хлоя решает проверить, что же от нее скрывает сверхзаботливая мамочка.
Забавно осознавать, что расхваленный иностранной прессой (спойлер: заслуженно!) триллер «Run» («Беги») получил в российском прокате локализацию «Взаперти». Если объединить оригинальное и наше названия, то можно коротко описать реакцию большинства на ситуацию, в которой мы оказались в этом году из-за сложной эпидемиологической обстановки в мире: во время карантина, когда всех обязали сидеть дома, то есть взаперти, хотелось только одного – убежать, вырваться из неволи четырех стен. Разумеется, в новом фильме Аниша Чаганти, режиссера сенсационного скринлайф-триллера «Поиск» (2018), нет никакой опасной инфекции. Зато есть психически нездоровая героиня Сары Полсон, которая будет пострашнее всякого коронавируса.
Великий и ужасный Альфред Хичкок, режиссер, которому многим обязаны создатели современных хорроров и триллеров, однажды сказал: «Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать». Эта цитата как нельзя лучше описывает ленту Чаганти. «Взаперти» и впрямь, не дожидаясь, бросает зрителя в пекло, выбраться из которого ему не удастся вплоть до финальных титров. В открывающей сцене, действие которой происходит в больнице, мы застаем героиню Полсон, закрытую в себе женщину средних лет: она ведет себя растерянно и явно чем-то напугана. Как нетрудно догадаться, ответ на вопрос, заданный авторами в начале, мы получим лишь в конце – естественно, в виде сюжетного твиста. До этого времени у зрителя будет возможность выдвинуть несколько своих теорий на этот счет, а заодно понаблюдать за напряженной игрой в кошки-мышки (ну, или в дочки-матери).
Собственно, влияние Хичкока здесь ощущается буквально во всем: сюжет «Взаперти» представляет собой гибрид двух культовых картин маэстро – «Окна во двор» (1954) и «Психо» (1960). От первой фильм Чаганти наследует идею, а от второй – психологизм. Главная героиня «Взаперти» – инвалид. Ко всему прочему, ей запрещено покидать дом (по крайней мере, без присмотра матери), а это значит, что она ограничена в передвижении (герметичный триллер заказывали?). В «Окне во двор» персонаж Джеймса Стюарта тоже был прикован к инвалидному креслу из-за сломанной ноги, поэтому ему приходилось расследовать дело об убийстве чужими руками: ему помогали его девушка и сиделка. В этом плане Хлое приходится даже тяжелее, поскольку выручать ее некому, из-за чего переживаешь за нее гораздо больше. Однако по ходу просмотра становится понятно, что девочка может за себя постоять. В определенный момент она и вовсе начинает напоминать Джона Макклейна из боевиковой серии «Крепкий орешек». Правда, в отличие от героя Брюса Уиллиса, персонаж Киры Аллен чаще пускает в ход не оружие или кулаки, а свою смекалку, которая становится катализатором захватывающего и изобретательного экшена. Наблюдать за этими преисполненными драйва и напряжения сценами – а их здесь немало! – по-настоящему увлекательно, к тому же они добавляют сюжету динамики.
Что касается психологизма, то его в картине тоже предостаточно, а отвечает за него персонаж Сары Полсон. Тема материнской любви раскрывается самым необычным образом, как и в «Психо». Безграничная привязанность героини Полсон к дочери – желание ее защитить и всегда быть рядом с ней – оборачивается одержимостью, которая перерастает в болезнь. Фильм Чаганти говорит о том, что иногда любовь как лечит, так и калечит. Причем в данном случае боль причиняется не только дочери, но и матери: если первая страдает от физического вреда, то вторая – от душевного, из-за чего постепенно начинает сходить с ума. Все эти сюжетные перипетии, от чрезмерной родительской любви до расстройства личности, захватывают внимание и не дают скучать во время просмотра, делая его более любопытным.
В зловещем образе Сары Полсон из «Взаперти», которая убедительно изображает как любящую мать, так и психически больную, прослеживаются характерные черты ее персонажей из фильма «Стекло» (2019) и сериала «Сестра Рэтчед» (2020). В обоих случаях речь идет о героинях, которые под предлогом помочь делали только хуже. Здесь можно вспомнить и «Мизери» (1990), где актриса Кэти Бейтс (к слову, во «Взаперти» так зовут фармацевта, которая помогает Хлое найти лекарство) сыграла спятившую поклонницу писателя, которая берет своего кумира в заложники.
Фильм Аниша Чаганти наследует традиции детективов Альфреда Хичкока с их глубоким психологизмом и сюжетом, который держит в постоянном напряжении. Тем приятнее осознавать, что «Взаперти» не паразитирует на заслугах мастера саспенса, а предлагает что-то свое. Этот бойкий триллер, где Сара Полсон примеряет на себя образ заботливой матери, у которой поехала крыша, не оставит разочарованными любителей остросюжетного кино. Не говоря уже о том, что в нем много эффектного и изобретательного экшена.
https://www.soyuz.ru/