Став режиссёром, Энди Серкис дал Эндрю Гарфилду шанс ещё на шажок приблизиться к «Оскару» — благодаря роли сражённого полиомиелитом, но не сдавшегося инвалида.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
«Дыши ради нас» (Breathe)
Великобритания, реж. Энди Серкис, в ролях: Эндрю Гарфилд, Клэр Фой, Том Холландер, Хью Бонневилль, Дайана Ригг.
Робин Кавендиш так и остался бы заурядным чайным брокером, если б подхваченный им в 1959-м году вирус полиомиелита не лишил молодого человека возможности не только двигаться, но даже дышать самостоятельно. «К счастью, это длится весьма недолго», — обречённо вздыхали сочувствующие, но Дайана, жена парализованного больного, не позволила ему сдаться.
Если не знать, про что этот фильм, то поначалу он вполне может показаться очередной любовной мелодрамой. «Боже правый!» — восклицает Робин, впервые увидев Дайану. «Ноль шансов», — тут же охлаждают его, давая вызвавшей восторг особе неутешительную характеристику: «Она известная сердцеедка». Но ещё всего лишь пара экранных минут — и эта неприступная чаровница, привыкшая радовать глаз не только своей красотой, но и чудесными платьями, сперва дарит герою поцелуй, а затем едет с ним в далёкую Кению, не уставая повторять сомневающимся: «Это и есть моё счастье».
Сюжетный поворот, однако, происходит довольно скоро — и вот уже доктора говорят, что этот симпатичный паренёк никогда более не сможет подняться с кровати и вообще всё скоро закончится. И вот тут начинается история любви иного толка. Дайане, конечно, говорили: «У тебя своя жизнь есть», «Можно и о себе подумать», — но она и сама мужа не бросила, и ему доказала, что жизнь стоит того, чтобы за неё бороться.
И в итоге Робин Кавендиш оказался человеком, пересадившим прикованных к аппаратам искусственного дыхания больных на инвалидные коляски особого образца, подарив и себе, и им веру в то, что нет смертельных болезней — есть лишь те, кто смиряется и умирает, или те, кто борется и живёт.
«Ооо, очередной фильм об инвалиде!» — с горечью выдохнут многие, и да, придётся признать: это очередной фильм об инвалиде, душещипательная повесть о Настоящем Человеке со всеми своими обязательными пунктами, благородная смесь «Вселенной Стивена Хокинга» с «Морем внутри»; приготовьте ваши платочки и обязательно ждите во всех наградных списках сезона.
Но что надо сказать.
Конечно, этот слезоточивый жанр имеет свою неприятные нюансы: циничный критик обвинит создателей фильма в ставке на сочувствие и жалость, в давлении на лучшие зрительские чувства и в наглой попытке вырвать у Киноакадемии хотя бы один «Оскар» (известно ведь, что удачно сыгранный инвалид даёт актёру куда больше шансов на приз, нежели роль «заурядного» человека).
Однако именно у этой картины — в отличие от многих прочих — действительно была весомая причина появиться на свет. «Дыши ради нас» — это дань продюсера Джонатана Кавендиша своему парализованному, но неунывающему отцу. «Всё это случилось на самом деле», — в данном случае это не стандартный титр, а роспись: свидетеля событий, их участника, попросту сына.
Энди Серкис планировал дебютировать в режиссуре амбициозным проектом по «Книге джунглей», но вопросы технического плана привели к тому, что его первым фильмом в прокате оказалась мелодрама, напрочь (как кажется) лишённая всех тех компьютерных чудес, что прославили выдающегося артиста (известного, напомню, в первую очередь по ролям Горлума, Цезаря и Кинг Конга). Быть может, так даже лучше: здесь постановщику не скрыться за спецэффектами, а потому лучше видно собственно профессиональное мастерство.
И Серкис, необходимо признать, оказался более чем способным учеником: вверенную ему историю он разыгрывает предельно мягко, ровно по нотам, очень правильно и душевно. Не факт, что много будет тех, кто захочет потом ещё раз пересмотреть эту ленту (хотя…), но надо быть сухим червём, чтоб не расплакаться в зале.
Но что ещё важнее: с этим фильмом Эндрю Гарфилд окончательно патентует так идущий ему образ нерасслабляющего страдальца («По соображениям совести», «Молчание») — чтобы наверняка второй год подряд попасть по меньшей мере в академические номинации, а там, глядишь, и в списки победителей.
И можно, конечно, по этому поводу сколько угодно ругаться, но хорошо уже то, что этот бенефис всей своей жизни Гарфилд получил не до, а после великого военного эпика Мэла Гибсона, где он всё-таки безусловно доказал своё право на эту фирменную (и зачастую ужасающую) улыбку. Этот актёр умеет играть, и чья вина, что его амплуа — тщедушные телом, но сильные духом блаженные?..
Другое сильное звено данной картины — Клэр Фой, врывающаяся в большое кино после таких значительных телевизионных успехов как «Волчий зал» и в особенности «Корона». Девять лет назад был у неё и другой заметный сериал — «Крошка Доррит», но тогда на киношной карьере это должным образом не сказалось. Теперь Клэр Фой готова к подлинно мировой славе — и «Дыши ради нас» наверняка окажется важной, но не последней ступенькой в её идущей по нарастающей карьере.
Впрочем, как минимум один яркий спецэффект в фильме всё-таки есть: Том Холландер играет тут братьев-близнецов, причём сделано это так ловко, что вполне можно подумать, что в кадре действительно присутствуют два актёра.
Как уже отмечалось нами ранее, это, видимо, мода пошла сейчас такая: телевизионная «Двойка» умножила Джеймса Франко, «Субурбикон», пусть и ненадолго, раздвоил Джулианну Мур, в «Двуличном любовнике» Жереми Ренье играет близнецов порознь, но всё-таки есть там один момент, который позволяет и его внести в этот список… В кой-то веки не отстают от мировых тенденций даже российские кинематографисты — благодаря «Мифам» с Паулиной Андреевой.
Разумеется, в «Дыши ради нас» эта тема близнецов — вовсе не главная, просто у главного героя действительно было два похожих как капля воды шурина. Но с нашей стороны было бы неправильно это не отметить, раз уж мы взялись следить за столь неожиданным внутрикинематографическим «течением».
Полиомиелит был побеждён учёными ещё в прошлом веке, и может показаться, что Энди Серкису с Эндрю Гарфилдом некому больше поднимать моральный дух, рассказывая о человеке, который более двадцати лет дышал при помощи механических приборов. Но ушла одна болезнь, а сколько осталось?.. К тому же и не в болезни тут вовсе дело.
Как и любой другой аналогичный фильм, этот можно рассматривать не только с медицинской точки зрения. «Дыши ради нас» — ода о Силе духа вообще, даже вне каких-либо тягостных условий. «Просто не опускай руки», — вот то главное послание, что идёт от экрана любому, даже самому здоровому зрителю. Дыши! Это дорогого стоит.
https://www.ridus.ru/