Победитель ННД

Дыши ради нас (Breathe)

Дыши ради нас (Breathe)Став режиссёром, Энди Серкис дал Эндрю Гарфилду шанс ещё на шажок приблизиться к «Оскару» — благодаря роли сражённого полиомиелитом, но не сдавшегося инвалида.

Кадр из фильма «Дыши ради нас»

«Дыши ради нас» (Breathe)

Великобритания, реж. Энди Серкис, в ролях: Эндрю Гарфилд, Клэр Фой, Том Холландер, Хью Бонневилль, Дайана Ригг.

Робин Кавендиш так и остался бы заурядным чайным брокером, если б подхваченный им в 1959-м году вирус полиомиелита не лишил молодого человека возможности не только двигаться, но даже дышать самостоятельно. «К счастью, это длится весьма недолго», — обречённо вздыхали сочувствующие, но Дайана, жена парализованного больного, не позволила ему сдаться.

Дыши ради нас (Breathe)
Кадр из фильма «Дыши ради нас» (Breathe)

Если не знать, про что этот фильм, то поначалу он вполне может показаться очередной любовной мелодрамой. «Боже правый!» — восклицает Робин, впервые увидев Дайану. «Ноль шансов», — тут же охлаждают его, давая вызвавшей восторг особе неутешительную характеристику: «Она известная сердцеедка». Но ещё всего лишь пара экранных минут — и эта неприступная чаровница, привыкшая радовать глаз не только своей красотой, но и чудесными платьями, сперва дарит герою поцелуй, а затем едет с ним в далёкую Кению, не уставая повторять сомневающимся: «Это и есть моё счастье».

Сюжетный поворот, однако, происходит довольно скоро — и вот уже доктора говорят, что этот симпатичный паренёк никогда более не сможет подняться с кровати и вообще всё скоро закончится. И вот тут начинается история любви иного толка. Дайане, конечно, говорили: «У тебя своя жизнь есть»«Можно и о себе подумать», — но она и сама мужа не бросила, и ему доказала, что жизнь стоит того, чтобы за неё бороться.

И в итоге Робин Кавендиш оказался человеком, пересадившим прикованных к аппаратам искусственного дыхания больных на инвалидные коляски особого образца, подарив и себе, и им веру в то, что нет смертельных болезней — есть лишь те, кто смиряется и умирает, или те, кто борется и живёт.

Дыши ради нас (Breathe)
Кадр из фильма «Дыши ради нас» (Breathe)

«Ооо, очередной фильм об инвалиде!» — с горечью выдохнут многие, и да, придётся признать: это очередной фильм об инвалиде, душещипательная повесть о Настоящем Человеке со всеми своими обязательными пунктами, благородная смесь «Вселенной Стивена Хокинга» с «Морем внутри»; приготовьте ваши платочки и обязательно ждите во всех наградных списках сезона.

Но что надо сказать.

Конечно, этот слезоточивый жанр имеет свою неприятные нюансы: циничный критик обвинит создателей фильма в ставке на сочувствие и жалость, в давлении на лучшие зрительские чувства и в наглой попытке вырвать у Киноакадемии хотя бы один «Оскар» (известно ведь, что удачно сыгранный инвалид даёт актёру куда больше шансов на приз, нежели роль «заурядного» человека).

Однако именно у этой картины — в отличие от многих прочих — действительно была весомая причина появиться на свет. «Дыши ради нас» — это дань продюсера Джонатана Кавендиша своему парализованному, но неунывающему отцу. «Всё это случилось на самом деле», — в данном случае это не стандартный титр, а роспись: свидетеля событий, их участника, попросту сына.

Дыши ради нас (Breathe)
Кадр из фильма «Дыши ради нас» (Breathe)

Энди Серкис планировал дебютировать в режиссуре амбициозным проектом по «Книге джунглей», но вопросы технического плана привели к тому, что его первым фильмом в прокате оказалась мелодрама, напрочь (как кажется) лишённая всех тех компьютерных чудес, что прославили выдающегося артиста (известного, напомню, в первую очередь по ролям Горлума, Цезаря и Кинг Конга). Быть может, так даже лучше: здесь постановщику не скрыться за спецэффектами, а потому лучше видно собственно профессиональное мастерство.

И Серкис, необходимо признать, оказался более чем способным учеником: вверенную ему историю он разыгрывает предельно мягко, ровно по нотам, очень правильно и душевно. Не факт, что много будет тех, кто захочет потом ещё раз пересмотреть эту ленту (хотя…), но надо быть сухим червём, чтоб не расплакаться в зале.

Дыши ради нас (Breathe)
Кадр из фильма «Дыши ради нас» (Breathe)

Но что ещё важнее: с этим фильмом Эндрю Гарфилд окончательно патентует так идущий ему образ нерасслабляющего страдальца («По соображениям совести»«Молчание») — чтобы наверняка второй год подряд попасть по меньшей мере в академические номинации, а там, глядишь, и в списки победителей.

И можно, конечно, по этому поводу сколько угодно ругаться, но хорошо уже то, что этот бенефис всей своей жизни Гарфилд получил не до, а после великого военного эпика Мэла Гибсона, где он всё-таки безусловно доказал своё право на эту фирменную (и зачастую ужасающую) улыбку. Этот актёр умеет играть, и чья вина, что его амплуа — тщедушные телом, но сильные духом блаженные?..

Другое сильное звено данной картины — Клэр Фой, врывающаяся в большое кино после таких значительных телевизионных успехов как «Волчий зал» и в особенности «Корона». Девять лет назад был у неё и другой заметный сериал — «Крошка Доррит», но тогда на киношной карьере это должным образом не сказалось. Теперь Клэр Фой готова к подлинно мировой славе — и «Дыши ради нас» наверняка окажется важной, но не последней ступенькой в её идущей по нарастающей карьере.

Впрочем, как минимум один яркий спецэффект в фильме всё-таки есть: Том Холландер играет тут братьев-близнецов, причём сделано это так ловко, что вполне можно подумать, что в кадре действительно присутствуют два актёра.

Как уже отмечалось нами ранее, это, видимо, мода пошла сейчас такая: телевизионная «Двойка» умножила Джеймса Франко, «Субурбикон», пусть и ненадолго, раздвоил Джулианну Мур, в «Двуличном любовнике» Жереми Ренье играет близнецов порознь, но всё-таки есть там один момент, который позволяет и его внести в этот список… В кой-то веки не отстают от мировых тенденций даже российские кинематографисты — благодаря «Мифам» с Паулиной Андреевой.

Разумеется, в «Дыши ради нас» эта тема близнецов — вовсе не главная, просто у главного героя действительно было два похожих как капля воды шурина. Но с нашей стороны было бы неправильно это не отметить, раз уж мы взялись следить за столь неожиданным внутрикинематографическим «течением».

Полиомиелит был побеждён учёными ещё в прошлом веке, и может показаться, что Энди Серкису с Эндрю Гарфилдом некому больше поднимать моральный дух, рассказывая о человеке, который более двадцати лет дышал при помощи механических приборов. Но ушла одна болезнь, а сколько осталось?.. К тому же и не в болезни тут вовсе дело.

Как и любой другой аналогичный фильм, этот можно рассматривать не только с медицинской точки зрения. «Дыши ради нас» — ода о Силе духа вообще, даже вне каких-либо тягостных условий. «Просто не опускай руки», — вот то главное послание, что идёт от экрана любому, даже самому здоровому зрителю. Дыши! Это дорогого стоит.

https://www.ridus.ru/

Схожие публикации

Оставить отзыв

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *