Победитель ННД

Ксения Шталенкова – Другая сторона зеркала

Ксения Шталенкова - Оборотная сторона зеркала

Молодая писательница, исследовательница визуальной культуры, дизайнер, преподаватель, участница проектов по развитию инклюзивного общества в Беларуси Ксения Шталенкова размышляет о творчестве, авторском пути и своей многозадачности.

Ксения, ты вошла в жюри конкурса «БрамаМар», параллельно пишешь, преподаешь, учишься в докторантуре. Тебя можно встретить на белорусских литературных фестивалях как слушателя и как спикера. Даже не буду спрашивать, как ты все успеваешь. Расскажи, пожалуйста, о своем творческом пути. С чего все началось?

Если говорить о художественной литературе, за моими плечами фэнтезийно-приключенческий и детективный романы – «Адваротны бок люстра» и «Губернскі дэтэктыў». Короткие произведения публиковала в периодических изданиях и коллективных сборниках.

.

Ксения Шталенкова
Ксения Шталенкова

Как «серьезный» автор я начала писать лет в семь – маленькие истории в тетрадочках, сначала печатными, потом прописными буквами. Осознанное творчество началось со школьного задания по литературе. Я к тому моменту воспринимала некое «бумагомарание» как хобби. Мы пробовали себя в эпических жанрах, и мне захотелось замахнуться на что-то более серьезное. Написала несколько глав к роману, потом отложила его на несколько лет. Завершила только к 16 годам. Когда речь зашла о публикации, мне порекомендовали перевести текст на белорусский язык. Одна из глав появилась в «Бярозке». А в 2012 году, на втором курсе университета, мне удалось опубликовать книгу целиком. Она была тоненькая и фигурировала в каких-то отзывах и рецензиях как повесть. Я с этим тогда не соглашалась. Мне хотелось, чтобы романистика была моим основным рабочим направлением. После такого стихийного включения в литературную жизнь я стала понимать, что, наверное, есть смысл продолжать.

Изменились ли у тебя с тех пор отношение к литературному творчеству?

Когда пишешь, об этом не задумываешься. Пока тебя кто-то не заставит посмотреть со стороны, ты просто пишешь, какие-то тексты даже неплохо получаются. Что касается цели, то сейчас она в том, чтобы кому-то стало веселее, чтобы человек мог посмеяться. Для меня очень важно, чтобы, несмотря на трудности, негативный информационный поток, сложные обстоятельства, всегда была возможность вынырнуть из всего этого, порадоваться. На данный момент я это так определяю. Я сама люблю посмеяться.

Сейчас я с большей иронией отношусь к собственному творчеству. Мне даже интереснее попробовать по-новому работать с текстом, себя саму растормошить, чтобы не останавливаться на том, что я уже умею.

Так было и с «Губернскім дэтэктывам»: полностью незнакомый для меня формат в плане темы, жанра и временных рамок, нужно было всего за один год подготовить книгу, работая над ней в Школе молодого писателя. Я дольше думаю над книжкой, чем пишу ее. А с «Губернским детективом» эти процессы совпадали: у меня был ровно год, а еще отсутствовала возможность все бросить и уйти.

Самое сложное в «Губернскім дэтэктыве» – это стилизация всего текста. Нужно было найти оригинальный источник XIX века с салонным белорусским языком, чтобы понять, как он звучал. Но это практически невозможно. Приходилось изобретать самой. Было сложно не уйти в русификацию, полонизацию текста, придумывать изящные конструкции на белорусском. Несмотря на трудности, я получила настоящее удовольствие.

На какой стадии люди начали верить, что ты писатель?

Даже не знаю, тут нужно оглянуться. У меня нет дневника, где б я написала: «Сегодня Ксюша получила звание писателя». Я помню, в школе был такой момент, ко мне пришли друзья, когда я переписывала первую часть «Адваротнага бока люстра». Я хотела прочитать им одну из глав. Они спросили, насколько большой роман планируется. Показала им примерную толщину, а мой лучший друг сказал: «Нет, это не роман, это газета». Благодаря таким замечаниям, которые периодически меня настигали, не было зазнайства, наоборот. Но чтобы чувствовать себя писателем.…

Самое яркое впечатление – первая презентация «Адваротнага бока люстра» в далеком 2012 году. Мне было 19 лет, я написала книжку, детскую, по сути. Рассчитывала, что придут только друзья и семья, но на презентации увидела много незнакомых людей. Я была этим воодушевлена, но также чувствовала растерянность: как же так, я ведь никто?

Ксения Шталенкова
Ксения Шталенкова

То есть, вопрос не в том, когда в тебя стали верить, а в том, когда ты сама стала верить в себя?

Да. 2012 год был для меня сложным в плане эмоционального состояния, мне тогда еще трудно давалась учеба в университете на программе по дизайну. Мне физически было сложно учиться, хотя со всеми были прекрасные отношения. А в писательской сфере было что-то очень похожее на успех.

Было удивление, что, оказывается, мое творчество кому-то интересно. Самым, наверное, «якорящим» моментом, который позволил работать дальше, было то, что среди отзывов находились и негативные. Я понимала, что-то могло быть неправильно, что-то нужно было доработать. Когда есть негативные отзывы – это лучше, чем только положительные. Я бы подумала, что мне делают скидку на возраст или еще на что-то, а если есть негативные – значит, меня воспринимают серьезно, нужно продолжать. Дальше мне удалось попасть на конкурсы, в Школу молодого писателя, пообщаться с мэтрами. Сейчас я и не представляю, как можно было без этого жить.

Что тебя формировало как личность, автора? С каких книг начался твой интерес к литературе?

Если говорить искренне, книга, которая была со мной на протяжении всего моего доуниверситетского взросления – «Гарри Поттер». Даже мама как-то говорила: здорово, что была такая книга, она примиряла со школой, учила хорошим вещам. В более взрослый период в моей жизни появился Умберто Эко. В 16 лет я с большим удовольствием прочла «Маятник Фуко», и с тех пор больше не могу его перечитать, сколько ни пыталась. Но тогда читала, и казалось, что я ее понимаю. Еще я с лет 12 начала читать Булгакова, мне, кстати, больше нравится не «Мастер и Маргарита», а его пьесы. Все это ориентир, на который хотелось бы равняться, но не всегда получается.

Ксения Шталенкова
Ксения Шталенкова

Сейчас мне сложно читать художественную литературу, потому что я сама пишу ее. Когда я беру чей-то текст, начинаю сердиться, потому что не могу сама так написать. Или наоборот, я вижу, что сделала бы что-то иначе. Меня в целом интересует, как автор формирует текст. Сложно воспринять книгу как книгу. В последнее время больше читаю критическую литературу. Что касается белорусской литературы, историческая и публицистическая вошли в мою жизнь раньше, чем художественная.

Летом ты вместе с писателем Виктором Мартиновичем проведешь литературную мастерскую для белорусской молодежи в Вильнюсе. Расскажи об этом.

Когда я вела мастерскую в предыдущий раз, дизайн-направление, у меня было ощущение повышенной ответственности за себя и участников, школьников и студентов из Беларуси. А сейчас мне очень хочется, чтобы появилось ощущение лета, свободного творчества, когда ты что-то ищешь, находишь, приятно тревожишься и на выходе даешь хороший текст. И, конечно, самое важное – по итогу занятий в школе выйдет сборник под редакцией Виктора Мартиновича, это очень вдохновляющая мотивация.

Одна из моих преподавательниц говорила мне: определись, ты писатель, дизайнер, кто ты вообще? Наверное, мне было бы проще, если бы разделяла свои роли. Но не выходит. Хочется междисциплинарного подхода, выхода из одной области в другую. Что дается легче? Ничто.

Ксения Шталенкова родилась в 1992 г. в Минске.

Первый роман «Адваротны бок люстра» («Логвінаў», 2012; «Мастацкая літаратура», 2016) в 2013 г. занял второе место на конкурсе «Літаратурны дэбют» имени Максима Богдановича. В том же году продолжение романа вошло в список финалистов на конкурсе «Экслібрыс» имени Янки Мавра. Оформила трилогию «Адваротны бок люстра», в 2015 г. ее дизайн-проект попал в пятерку лучших в номинации «Графический дизайн» на международном конкурсе Британской школы дизайна «Дизайн-дебют» в Москве. В 2016 г. вышла полная версия трилогии. В 2016–2017 гг. роман транслировался на белорусском национальном радио. В 2017 г. трилогия вошла в список финалистов конкурса литературы для детей и подростков «Прэмія Цёткі» (Беларусь), конкурса «Новая детская книга» (Россия) и Национальной литературной премии (Беларусь).

Печаталась в журналах «Маладосць», «Наша ніва», «Дзеяслоў» и др, а также коллективных сборниках «Казкі майго горада» («Кнігазбор», 2015) и «Мой дзень пачынаецца» («Мастацкая літаратура», 2015).

В 2017 г. получила степень магистра социологии по направлению «Культурные и визуальные исследования», защитив диссертацию о дизайне белорусских бумажных денег. В этом же году в издательстве «Кнігазбор» вышел роман «Губернскі дэтэктыў. Справа аб крывавых дукатах».

В данный момент учится в докторантуре по направлению «Философия».

Беседовала Яна Полещук.

Фото: Дарья Лобанова (34mag.net), Степан Богдан, из личного архива Ксении Шталенковой.

nlb.by

Related posts

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Размер шрифта