Победитель ННД

Паланга — янтарные берега

Паланга  - янтарные берегаПервого августа 2014 года дети и их родители из молодежного общественного объединения «Откровение» отправились в очередное совместное путешествие, цель которого являлась Паланга. Из Минска до города Друскининкая наша группа добиралась на собственных автомобилях через город Гродно и порганпереход Привалки. Дорога заняла примерно 4 часа, и час пересечение границы. По правилам пересечения границы автомобили, перевозящие детей-инвалидов, имеют право первоочередного проезда, но вот на пересменку это правило не распространяется, а мы на нее как раз и попали. Время пролетело незаметно за приятной беседой с вкусным пирогом с вишней «Штолле», который мы прихватили из Минска с собой. На машине очень интересно путешествовать – все увидишь, а если надо и остановишься. Особенно приятно если машина большая и удобная, как наша Лада – Ларгус.

Первые два денька мы с радостью провели в Друскининкае — городе необыкновенной красоты. Здесь мы бывали и ранее, так как нам приходилось проходить курортное лечение в санатории «Беларусь», но сейчас перед нами этот город предстал не как место нашей реабилитации, а как город, в который мы приехали с экскурсионной целью.

Небольшое отступление – реабилитация для детей нашего объединения – это часть жизни, потому что все мы с диагнозом детский церебральный паралич. Это не заболевание, а образ жизни, при котором все мышцы работают: когда хотят и как хотят. Например, хочется сесть на травке и вытянуть ноги, а мышцы совсем этого не желают и напрягаются, в связи с этим нарушается равновесие и чтобы сесть надо сильно напрячь спину и плечи. А вот если хочется попить, и ты сидишь на диване, то есть на мягкой основе и мышцы, напрягаясь, начинают дрожать и все содержимое чашки волей-неволей может оказаться на вас. Еще при ходьбе очень тяжело удержать баланс. Чтобы тело держать в тонусе и мышцы по возможности работали правильно нам и надо постоянно заниматься лечебной физкультурой, делать массаж и разные другие полезные процедуры. Так вот, Друскининкай для нас был местом, где мы получали эти самые процедуры, а приехав сейчас мы, к своему удивлению, увидели красоту его улочек, прелесть отражения в озере изумительной природы, веселые тусовки по вечерам и много, чего не замечали раньше.

Паланга — янтарные берега

Проходя по аллеям Друскининкая нас, сразу встретило озеро, похожее на огромное зеркало, с фонтаном посередине. Звуки музыки вдали привели нас к поющему фонтану, который переливался всеми цветами радуги. Он выглядел, словно стеклянный замок окруженный музыкой. А утром мы посетили кафе, где можно отведать шоколад ручной работы красивый с необыкновенными вкусами. Конфеты предлагались абсолютно разные: начиная от французского трюфеля и заканчивая с начинкой из перца чили или даже с сыром с плесенью. После сладкого нам хотелось зрелищ. Мы двинулись в дом-музей известного литовского художника М.К. Чюрлениса. Там мы увидели много интересных картин, вернее репродукций, оригиналов было в музее только два, остальные находятся в музее города Каунаса. Больше всего нам запомнилась его работа «Покой». Вроде бы нарисованы спокойное море и скалы, но в то же время ощущается присутствие некого страха, который тянет за собой два горящих маяка — две яркие точки поставленные автором, кажущиеся глазами.   В тот же день вечером в музее состоялся концерт симфонической музыки. Пианистка играла на рояле в домике М.К. Чурлёниса, а слушатели сидели перед распахнутым большим окном в яблоневом саду и слушали чарующие звуки.

Город Друскининкай маленький и компактный. Везде можно дойти пешком. Улицы вымощены плиточкой, много пандусов и пониженных бордюров, в целом с инвалидной коляской здесь передвигаться очень удобно. На следующее утро нам пришлось покинуть Друскининкай, но у нас не было повода расстраиваться по двум причинам: первое – знали, что вернемся туда на обратном пути и второе – наш путь лежал в Палангу! Микроавтобус, который нам предоставил литовский партнер Раймондас, за несколько часов с одной остановкой в придорожном кафе благополучно доставил всех пассажиров к цели.

Паланга – шумный курорт с большим количеством отдыхающих. Там есть всё, как и в других курортных городах, даже не обязательно литовских: море гостиниц, частных домиков, ресторанов, магазинов, кафешек и сувенирных лавочек. Чем действительно Паланга отличается от всех остальных курортов, так это чистейшим воздухом, который пахнет соснами и песчаными дюнами. Нам сказали, что здесь часто дует ветер, но те несколько дней, что мы там были, ветра почти не было, погода была чудесной и жаркой. Расселившись, мы отправились на пляж. Любопытно посмотреть на дюны, о которых мы много читали до поездки. До моря добежали на одном дыхании и вот перед нами сосны и белый песок, верхний слой которого состоял из мельчайших песчинок янтаря.

Паланга — янтарные берега

За дни, проведенные в Паланге, мы очень любили наблюдать за дюнами – они словно живые: каждый день, двигаясь под напором ветра, песчаные холмики были совсем разные и даже заметали дорожки и скамейки. Недаром, «Паланга» в переводе с литовского означает «под окном». Легенда основания города говорит о том, что ежедневно рыбацкие домики, которые находились раньше на берегу, заносило песком под самые окна.   Накупались мы вдоволь, вода была относительно теплой ведь тридцатиградусная жара, державшаяся полмесяца, смогла бы растопить даже айсберг. Приятно удивил нас длинный удобный пандус прямо на пляж и много удобных скамеечек на деревянном помосте. Вернувшись в гостиницу, мы сменили наряды и отправились на вечернюю прогулку.

Запоминающимся местом в Паланге является длинный деревянный пирс. Мы часто гуляли по нему, ведь оттуда открывается безумно красивый вид на Балтийское море, пляж, на дюны. В самом конце пирса, который вдается прямо в море, есть специальная панель, на которой мы «оставили» надпись: «здесь были Стефняки. Минск 2014». Пирс со стороны берега переходит в главную пешеходную улицу Паланги — ул. Басанавичус. Там много кафе, ресторанов, аттракционов, много народу, пахнет попкорном и сладкой ватой, артисты удивляют нас своим творчеством, а художники рисуют портреты, в общем, все, как полагается. Здесь есть интересный ресторан «Де куба» — интерьер у него очень разный, стильный и красивый, есть поющий фонтан, там вкусная еда и быстрые официанты, которые принимают заказ при помощи мобильных средств связи. Советуем посетить это местечко. Не пожалеете. В конце улицы Басанивичус находится готический Костел Святой Девы Марии.

В предпоследний день пребывания в Паланге мы отправились гулять в Ботанический парк. Там находится музей янтаря. Лично я – Юля — янтарь не очень люблю, но любопытно было посмотреть на него и на насекомых, попавших в него. Я, например, не знала, что янтарь – это смола. Бывает янтарь красный, белый, синий. В музее янтаря все экспонаты выставлены под увеличительными стеклами, чтобы можно было рассмотреть всё очень хорошо. Находится музей в двухэтажном особняке Тышкевичей. Экспозиция расположена на первом этаже, к которому ведет небольшая лестница. Есть лифт, но он еще только установлен и не запущен, а вот санузлы уже отремонтированы и приспособлены для людей, передвигающихся на инвалидных колясках. В парке в небольшом прудике много уток и пара лебедей. Вековые сосны, дубы и березы создают ощущение, что ты под крышей. Там мы видели, как по деревьям прыгают белки. Они играли друг с дружкой в догонялки и прятки.

Еще одно запоминающееся событие нашего пребывания в Паланге – путешествие на кораблике по морю. Сначала мы засомневались, сможем ли мы занести нашу Юлю с инвалидной коляской на корабль. Капитан, увидев наши растерянные лица, быстро подбежал к нам и уже несколько человек во главе с нашим любимым братом Сашей, не договариваясь между собой, подхватили Юлю и вмиг занесли на борт. Теплый ветер, небольшая приятная качка, чайки над головой — было просто здорово!

Паланга — янтарные берега

Дней на наш взгляд было мало, но незабываемых впечатлений осталось много. Самое главное берите с собой фотоаппарат с большим объемом памяти и удобную обувь – это вам очень пригодится. Для людей, передвигающихся на инвалидных колясках настоятельно советуем взять помощника, так как мощеные улочки и большие расстояния для прогулок легче преодолеть с кем-то. Наш незаменимый помощник в этом – любимый брат Саша.

Расскажем немного о Литве – здесь природа очень напоминает Беларусь — леса, поля, а вот городки – малоэтажные маленькие и уютные. Здесь почти все говорят на литовском языке, хотя проблем с общением за время поездки у нас не возникло ни разу – многие знают или немного понимают русский язык. Молодежь в Литве на русском почти не говорит, а те, кто постарше, русский знают хорошо. Литовский язык на русский совсем не похож. Вот несколько литовских слов — спасибо – «Ачо», доброе утро – «Лабос Ритас!».

Находясь в Паланге, наш литовский партнер предложил совершить еще одну поездку в удивительное место Литвы – на Куршскую косу — узкую полоску земли, омываемую с одной стороны балтийским морем (по-литовски «юре», а со второй стороны заливом (по-литовски «марио»). На Куршскую Косу можно попасть на пароме из Клайпеды. На паром мы заехали прямо на микроавтобусе. Въезд в зону заповедника Неринга платный. Ехать очень здорово, красиво, дорога хорошая, правда, узкая и извилистая. По дороге нам повстречалась «гора ведьм». Про нее наш литовский партер Раймундас сказал, что это года женщины без женской красоты, он просто забыл слово Баба Яга. Около этой горы стоит предупреждающий знак с перечеркнутой в знаке птицей – это место (и как нам сказали, это единственное место в мире) где водятся кармараны. Это такие птицы, которые сжигают деревья своим пометом, а если помет попадет на крышу автомобиля, то разъест краску, а если на голову – то выпадут волосы. Зрелище наверху неприятное, даже страшное. Стоят высокие стволы голые, как после сильного пожара. На этих деревьях-скелетах много гнезд. Кармараны — противного вида черные с длинной шеей прожорливые птички оккупировали большую территорию, превращая ее в выжженную землю. Нам было жутковато, хотя и интересно побывать в эдаком месте, а каково жить рядом с такими …?

Дальше наш путь был к дюнам. С погодой в этот день повезло, ветра не было, палящей жары тоже, так как солнце было в дымке. Всю красоту увиденного не описать, это просто надо увидеть! Из всех городов в Неринге нам больше всего понравилась Нида, очень аккуратный и красивый рыбацкий городок. Чем интересна Нида — у одного берега ловится пресноводная, у другого – морская рыба. Весь город прямо пропах вкусной копченой рыбой.

Говорят, Нерингой звали девушку-великаншу с большим и добрым сердцем. Она очень переживали за тонущих рыбаков и однажды ночью, набирая в фартук камни и песок, стала носить их к берегу и ссыпать в воду. Утром жители деревушки с изумлением обнаружили насыпь, отделившую от моря тихий залив. Вот так, если верить легенде, и появилась Куршская коса. На косе находится сразу два государства – Литва и Россия. По сей день на косе укрепляют движимые ветром пески. Со стороны залива высаживают тростник, защищающий береговую кромку от ударов волн и льдов, а песчаные склоны укрепляют с помощью специальных заборчиков из хвороста.

По дороге мы увидели музей писателя Томаса Манна. С этим писателем мы еще не знакомы, но уж очень захотелось прочитать его произведения, ведь только человек влюбленный в прекрасное смог найти такое удивительное место для жизни.

На самой высокой дюне в Ниде установлены солнечные часы. Часами назвать это сооружение крайне сложно, тем более в этот день солнца не было и увидеть направление падающей тени мы не смогли. Часы предстали перед нами стрелой из гранита, уходящей в небо и круговые полосы на земле с множеством символов календарных праздников. Невозможно отказаться было от фотосессии в этом месте. В кафе Ниды мы полакомились вкусной ухой и купили с собой разной рыбы, чтобы угостить наших друзей. Вечером, по приезду в Палангу, мы собрали совместный вкусный ужин во дворике нашего отеля и рассказали о новых впечатлениях.

Утро следующего дня мы посвятили прощанию с Палангой, с Балтикой. Вечером вернулись в Друскининкай, где находились наши автомобили. Переночевав в маленьком деревянном отеле «Парко вилла» утром автоколонной отправились в Вильнюс.

Первый день в Вильнюсе мы посвятили шопингу – ну как же без этого! Шопинг начали с гипермаркета «Икея». Через пару часов гуляния по магазину в машину мы сели с внушительным пакетом разных полезных мелочей. Далее мы двинулись к гипермаркету Озас. На него у нас   ушло много сил – это огромный торговый центр. После него возможно, было только добраться до кровати в нашем новом «доме» в Грин отеле. Утром нас ждал старый город — самый большой в восточной Европе. Вильнюс за один день не посмотришь, но мы увидели здесь основные намеченные достопримечательности, остальные оставили на потом.

Паланга — янтарные берега

Сначала мы поднялись на холм, где находится Башня Гедиминаса на фуникулере. Посмотреть панораму города можно со смотровой площадки башни, правда, с инвалидной коляской там не пройти. Внутри башни есть небольшой музей, там макеты Вильнюса, рыцарские доспехи, ядра и мечи. Замок Гедиминаса и Кафедральная площадь с Кафедральным Собором — это главные символы города Вильнюса – их мы и увидели в первую очередь. Пробежали по пешеходной улице Пилес, заглянули в художественную галерею и погуляли по парку скульптур Президентского дворца. Обедали мы в ресторане-пивоварне, недалеко от Кафедральной площади. Здесь много авторских вкуснейших блюд. Попробовали пивной суп – кстати, с пивом он не имеет ничего общего даже по вкусу, залпом выпили по бокалу медового кваса и полакомились мороженым из черного хлеба с кленовым сиропом. Вкуснятина!

Следующие полдня мы посвятили Тракайскому замку на озере Гальве, который манил своим могуществом и таинственностью. Тракай — это город, который в свое время был второй столицей Литвы, находится в двадцати километрах от Вильнюса. В начале 14 века купцы приезжали сюда из Германии и Англии. Замок играл важную защитную роль в боях крестоносцев. В конце 14 века в Тракай были привезены крымские караимы. Князь Витовт из этого народа хотел сделать себе телохранителей и охранников. В городе проводились ярмарки, работал Верховный Суд Литвы. В 16 веке Тракай, пострадавший от эпидемии чумы, был сожжен.Тракайский замок — единственный замок в Восточной Европе, расположенный на острове, был любимым домом князя Витовта и являлся резиденцией Великого Княжества Литовского.

Поздно вечером мы вернулись все в тот же Грин отель в Вильнюсе. А утром нас ждала дорога домой. Не могли мы не заехать перед возвращением домой к нашему давнему знакомому Юрию (у которого магазинчик с национальными китайскими нарядами) на рынок Горюнай. Пообщались, приобрели очередные обновки для китайской чайной церемонии и двинулись в сторону границы. До Минска 196 километров. На границе очереди в столь раннее время не было и мы благополучно без задержек приехали домой. Дома нас ждали соскучившиеся коты Плюша и Мотя, которые весь вечер ходили за нами по пятам. Боялись, что мы опять утром двинемся в очередное путешествие.